Ушаков А.А.
Это
не статья, данный текст был написан как предложение по повышению
эффективности использования учебного оборудования, в рамках
задания одного из семинаров по информатизации. В данном предложении я
попытался отразить свое понимание того, как можно исправить последствия
так называемой "вульгарной информатизации", когда оснащение школ
отталкивается не от анализа информационной образовательной среды
организации, ее целей и задач, а от формальной интерпретации нормативных
документов. "Вульгарная информатизация" не предусматривает изучение
педагогического опыта, педагогических технологий, перспективных средств
обучения, зачастую она косвенно или явно способствует неоднозначным
решениям в области оснащения, когда формальные требования нормативных
документов воспринимаются как формулировки задач, а предложение
коммерческих компаний, как их решение.
Термин
"вульгарная информатизация" бы сформулирован мной по опыту изучения и
анализа процессов оснащения российских школ начиная с 2010 года. Это
время массовых закупок, по программам обеспечения условий реализации
ФГОС различных уровней образования. А так же по проекту обучения детей с
ограниченными возможностями. Каждый регион поступал по разному, есть
просто чудесные по научности и уровню креативности образцы информатизации -
иногда целых регионов, иногда отдельных школ.
Но
тогда же были замечены определенные, единообразные ошибки, решения,
которые повторялись в школах России снова и снова. Если не рассматривать
поставщиков, а они продвигают свои комплекты оборудования с разной
степени настойчивости, иногда переходящие границу, если не морали, то
приемлемой этичности, то остаются как раз примеры уже упоминавшегося
выше формализма.
Рассмотрим
задачу с математической стороны: цифровые лаборатории - не менее 5
равноценных друг другу моделей, не менее 8 моделей предлагаемых
различными поставщиками, интерактивные доски - 4 равноценных моделей, 15
- предлагаемых поставщиками, конструкторы - 3 равноценных, не менее 10
моделей предлагаемых поставщиками, документ-камеры - 3 равноценных
вариантах, более 7 вариантов предлагаемых поставщиками и т.д.
Какова
вероятность того, что при свободном выборе, ориентированном на
конкретные условия образовательной среды, комплект оборудования
состоящий из десятков позиций, каждую из которых может занять как
минимум 1 из 3 равноценных вариантов, будет представляться в закупках
оборудования в разных регионах России снова и снова? Ответ - эта
вероятность очень низкая. Формально это вероятность зависит от
количества полностью идентичных школ, а их не так много, как может
показаться при первом приближении.
Комплект
оборудования может повторяться, если решение принимает один управляющий
орган - с целью оптимизации расходов, обеспечения единообразия
оснащения, но даже в этом случае обычно осуществляется максимально
возможная индивидуализация, попытки разработки нескольких проектов
оснащения с учетом принадлежности организации к тому или иному типу в
рамках единой системы дифференциации.
Остальные
случаи являются прямым указанием на формальный подход, непонимание
причинно-следственной связи между инструментами, к которым относятся
различные образцы учебного оборудования, методами обучения и управления,
которые практикуются в организации, целями и задачами, которые стоят
перед организацией, и конечным результатом.
Для
примера формального подхода можно использовать случаи приобретение для
школ, или школами, набора Пертра. В 99% случаев причина покупки
объясняется не очень убедительными причинами: рекомендации поставщика
набора, требования ФГОС начального образования к обеспечению
психолого-педагогических условий реализации основной образовательной
программы, методические рекомендации регионального или всероссийского
уровня...
Вопросы
на которые желательно было бы ответить до покупки этого чрезвычайно
дорогого набора - 1. Кто из числа педагогических работников школы будет
использовать данный набор? 2. По какой методике? 3. В рамках какого вида
деятельности? 4. За счет какие средств будет обеспечиваться данная
работа? 5. Нет ли более дешевой альтернативы данного набора?
В
90% случаев набор не будет использоваться, т.к. нет подготовленного специалиста, ставки, нет
необходимости именно в этом наборе, нет проблем, решение которых может
обеспечить данный набор.
Аналогично,
лично у меня, есть вопросы к цифровой лаборатории LabDisc, ее покупают в
школы только из-за рекомендации "цифровая лаборатория для начальной
школы".
Если
исключить учителей, которые знают ее возможности и осуществляли ее
выбор исходя из своей учебной деятельности, остаются школы приобретавшие
оборудование именно из-за этой неоднозначной рекламной фразы.
На
практике не имеет значение "предназначено" или "не предназначено"
оборудование для начальной школы. Намного важнее его функционал,
деятельность, которую можно реализовать с ее помощью, преимущества
перед аналогами, соответствие целям и задачам педагога и школы. Если
оборудование не соответствует целям педагога, то он не будет его
использовать, какое бы административное давление на него не оказывали.
Да,
учитель может не знать, что какое-то оборудование может усилить его
методику, сделать ее более совершенной, он может это знать, но не
использовать, и-за отсутствия нужных компетенция, но это то что
решается в процессе методического сопровождения новых технологий.
Намного хуже, когда оборудование не соответствует самой структуре и
логике информационно-образовательной среды организации, т.е. изначально
обречено на неиспользование, и является результатом неэффективного
расходования средств.
Причины
неэффективного использования учебного оборудования
- Отсутствие достаточного стимула для внедрения и использования новых информационных технологий.
- Отсутствие общедоступной базы убедительных образцов успешной реализации учебной и воспитательной деятельности с использование современного учебного оборудования.
- Недостаточно активная пропаганда успешного и убедительного опыта внедрения новых технологий и средств обучения.
- Недостаточная компетентность учителей в области эффективных методик организации учебного процесса с использованием инновационных средств обучения.
- Наличие психологического барьера – страх перед новыми технологиями.