четверг, 22 октября 2015 г.

Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минобрнауки России с целью повышения качества образования при поэтапном переходе на ФГОС


Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минобрнауки России с целью повышения качества образования при поэтапном переходе на ФГОС

На данный момент действует следующая нормативная база:
Нормативный документ
Приказ
1
Профессионального стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г.Москва
2
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)
ПРИКАЗ Минобрнауки от 22 декабря 2009 г. N 788
3
Федеральный государственные образовательные стандарты общего образования
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

ФГОС ОО определяет условия организации и цели обучения, профессиональный стандарт педагога определяет требования к специалисту, который будет реализовывать ФГОС ОО, ФГОС высшего профессионального образования (050100) отвечает за подготовку этого специалиста.
Теоретически это взаимодополняющие друг друга нормативные документы, однако в реальности в них не наблюдается преемственности такого уровня, который мы наблюдаем в нормативных документах ФГОС ОО для начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Создается впечатление, что профессиональный стандарт педагога разрабатывался без учета уже существующих нормативных документов ФГОС ОО, их терминологии, структуры, логики. Что профессиональный стандарт педагога не в полной мере направлен на предъявление требований к эталону специалиста, нацеленного на реализацию именно ФГОС ОО.
Аналогично ФГОС высшего профессионального образования (050100) не в полной мере нацелен на подготовку специалиста, соответствующего именно профессиональному стандарту педагога, утвержденного приказом от 18 октября 2013 г. И, одновременно, он не в полной мере согласуется с логикой и терминологией ФГОС ОО. Доказательство данного высказывания займет требует отдельной работы, однако можно привести следующую цитату – «способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4)». Между тем ФГОС ОО оперирует одним понятием «среды» - «Информационно-образовательная среда». Ни «образовательная среда», ни «информационная среда», а ИОС, в комплексе. ИОС является сквозным понятием всех нормативных документом ФГОС ОО и его неиспользование, или использование других терминов, показывает уровне несогласование нормативных документов и негласность их авторов.

Предложение: провести работу по согласованию терминологии, методологии, структуры, описания конечных результатов, начальных условий во всех трех группах рассмотренных выше нормативных документов. Провести встречу всех трех коллективов разработчиков данных документов, с целью согласования и выработки общей идеологии управления системой образования.

Ушаков А.А.,
предложения сделаны в рамках семинара АКИПКРО.
22.10.2015