Ушаков А.А., Гимназия №42, ic99aau@mail.ru
Статья для мероприятия "Будущее Алтая"
С момента появления в школе курса информатики идут
споры о ее месте и роли в системе научных и гуманитарных знаний, которые должны
быть усвоены школьниками. Без сомнения, информатика, как наука о способах получения
и обработки информации - актуальная наука, т.к. мы являемся свидетелями того,
как происходит процесс перераспределения приоритетов общества с материальных
процессов на информационные. В нашем веке владение информацией, знаниями,
патентами, интеллектуальными правами, умение получать новую информацию, важнее,
чем обладание материальными ресурсами и средствами производства.
Специалисты по информационным технологиям нужны,
однако остаются вопросы, всегда сопровождавшие курс школьной информатики –
программирование или владение существующими программами? Что важнее? Какое
соотношение теории и практики является оптимальным?
Ответы на данные вопросы менялись в зависимости от техники
которая становилась доступной школе. Когда в школах появились первые
программируемые калькуляторы, на уроках информатики большое внимание уделяли
математической стороне решаемых задач и низкоуровневому программированию.
Появления первых, еще примитивных, школьных компьютеров привело к созданию курса
информатики с уклоном на изучение языков программирования и решение
алгоритмических задач. В настоящее время информатика переживает этап, который
условно можно назвать «ориентация на практику». Благодаря техническому
прогрессу современные школьные компьютеры обладают практически неограниченными
возможностями и учителя зачастую не могут избежать соблазна от ориентации на
какие-то профессиональные программные продукты. Курс информатики, как науки,
может сводиться до узко-технологической составляющей – изучение текстового
редактора, редактора векторной графики и т.д.
Между тем мы не должны забывать, что целью
образования, получаемого школьниками, являются не только частные факты или
навыки, но и развитие ума и чувства, умения критически мыслить, формирование
мировоззрения и познавательных процессов.