вторник, 25 ноября 2014 г.

Отзыв на цифровые образовательные ресурсы Russian Stereo

Отзыв на цифровые образовательные ресурсы Russian Stereo
Ушаков А.А., доцент кафедры методики применения дистанционных технологий, ТСО и учебного оборудования

Представленные цифровые образовательные ресурсы являются адаптированной версией продукта «Eureka.in».
Оригинальный продукт состоит из 1200 видео и интерактивных материалов, по каждый рассчитанный 4 минуты учебной работы, общим объемом 70 часов.
На презентации был представлен локализованный вариант Eureka.in, из 300 интерактивных и трехмерных объектов, на 20 с половиной часов работы.  Содержание соответствует темам по биологии, химии и физике. Это приблизительно четверть от полного объема оригинального продукта, который охватывает содержание программы К12 – все уровни бесплатного образования от детского сада до 12 класса американской системы образования. Все материалы полностью и качественно локализованы – меню программного обеспечения, надписи в интерактивных модулях и видеозаписях, голос диктора.  Представители компании проводивших презентацию ресурса заверили, что идет работа по дальнейшей локализации продукта.
Тематическое содержание Eureka.in ориентировано на поддержку программы К12, однако многие темы совпадают с содержанием федеральных образовательных программ соответствующих предметов российского образования.
Экология – «Озоновый слой», «Пруды и озера», биология – «Сердце человека», «нервная система», физика – «электрическое поле», «Закон Ома», Химия – «Химическая связь», «Валентность», «Понятие моль»… Эти темы полностью соответствуют программе российской общеобразовательной школы.
Однако так же присутствуют такие темы как «ветрянка», «холестерин» в разделе биологии,  «проектор» в разделе физики, которые могут использоваться только как дополнительный материал к основному содержанию изучаемого материала. Процент материалов, которые по каким-либо причинам не могут быть использованы как наглядный материал дополняющий содержание учебников, составляет для разных предметов приблизительно  от 10 до 40 процентов.
Это не является недостатком, однако должно учитываться при анализе эффективности приобретения таких цифровых образовательных ресурсов.
Образовательные аспекты 3D-технологий в настоящее время достаточно активно исследуются и развиваются. Школам предлагаются 3D-принтеры, 3D-ручки, программы 3D-моделирования.… Предполагается, что данное направление развивает пространственное мышление, воображение, детей, умение работать с моделями и т.д.
Во время демонстрации Eureka.in действительно было видно, что трехмерная анимация обладает достоинствами. Особенно очевидно это было при демонстрации пространственных процессов и моделей, которые плохо воспринимаются детьми при их изучении в виде плоских картинок и видео. Кристаллическая решетка, химическая реакция органических веществ, там, где объекты перекрывают друг друга. В  3D-режиме это было продемонстрировано очень наглядно. Так же как движение лейкоцитов по кровеносной системе человека, работа сердца… Это было ярко, понятно и запоминающемся. Иностранные педагоги говорят о «Вау-эффекте», т.е. о эффекте необычности. Он позволяет привлечь внимание детей даже к неинтересному с их точки зрения учебному материалу. Постепенно дети привыкнут к данной технологии, но даже в этом случае останется достоинство – наглядное представление объёмных объектов. Это может быть полезно при изучении стереометрии, в англоязычной версии  данная тема присутствует. Однако и в русскоязычно версии интересно и наглядно было продемонстрирована модель атома Резерфорда. 
Комплекс состоит из оборудования и программного обеспечения. Оборудование представляет собой 3D-экран, размер которого меняется в зависимости от размера аудитории, в которой предполагается использовать 3D-ресурсы. К экрану прилагаются специальные очки, по экземпляру на одного ученика и учителя. На презентации было отмечено, что поставщик  рекомендует использовать пассивные, поляризационные 3D-очки. Т.к. они создают меньшую нагрузку на глаза детей. Это может соответствовать действительности, т.к. данные аргументы действительно используются в рекламе пассивной технологии 3D, однако у активной технологии так же существуют  достоинства, такие как более реалистичное изображение, поэтому данный аспект использования 3D требует отдельного изучения.

понедельник, 27 октября 2014 г.

Перспективны использования инновационных технологий в школах Алтайского края


Система образования Российской федерации за последние 15 лет прошла через целую серию реформ, в результате которых значительно, хотя мы не всегда это осознаем, было изменено нормативное и содержательное обеспечение образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Изменилось не только содержание, но и форма организации учебной деятельности, в школе стали массово использовать цифровые образовательные ресурсы, стала привычной сеть Интернет, на уроках применяются интерактивные доски, системы голосования, цифровые лаборатории. Зачастую освоение новых технических средств обучения отстает от процесса оснащения ими образовательных организаций.
Проблема неиспользования имеющегося учебно-лабораторного оборудования в настоящее время, из-за дефицита подготовленных специалистов, готовых использовать его в своей учебный деятельности, стоит не менее остро, чем нехватка данного оборудования. Может складываться впечатление, что это главная проблема, на которую должны быть направлены все силы, т.к. общая концепция организации учебного процесса уже сформирована, и остается только ее реализовывать, постепенно дооснащяя школы и обеспечивая планомерное повышение квалификации учителей.
Однако, к счастью это не так, педагогическая технология не остановила свое развитие, и за ней следует развитие информационных технологий, которые обеспечивают реализацию новых методов и форм обучения. В современный педагогический язык входят новые понятия, либо уже ранее известные, которые после многих лет постепенного развития приобретают новую силу и актуальность.
Например, новый Федеральный закон об образовании, от декабря 2012 года, впервые дал однозначное, эталонное, определение «электронному обучению». После множества лет споров, электронное обучение четко отделили от «компьютерного обучения» и «дистанционного обучения». Ранее некоторые педагоги использовали использовать их как синонимы.
Итак, электронное обучение это в первую очередь организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных информацией. Определение включает возможность использования в электронном обучении информационных технологий, разнообразных технических средств, компьютерных сетей, но они являются второстепенными элементами. Главный признак – обучение на основе использования информации, организованной в форме баз данных. Наличие в определении таких понятий как «информационно-телекоммуникационные сети», которые обеспечивают «взаимодействие обучающихся и педагогических работников» не является указанием на применение дистанционных технологий обучения. Электронное обучение может быть реализовано и в очной форме, при этом компьютерные сети могут использоваться для обеспечения доступа к базам цифровых образовательных ресурсов, обеспечения сетевого тестирования учащихся, общения в рамках электронной информационно-образовательной среды организации.
Электронное образование не является абстрактной возможностью для средней общеобразовательной школы. Новый закон об образовании четко предписывают необходимость введения в учебный процесс, наравне с печатными учебниками, или с их полным замещением, электронных версий одобренных министерством учебников. Уже с января 2015 года издательства должны представить школам возможность выбора между электронной или печатной версией учебника.
Использование электронных учебников, благодаря наличию в них не только статических текстов и картинок, но и различных мультимедийных и интерактивных элементов, позволит школам реализовать элементы электронного обучения. С такими учебниками удобно работать с помощью компьютерных планшетов. При активном использовании компьютерных планшетов можно сделать шаг к еще одной технологии – «мобильному обучению». Это технология является ориентируется на использование мобильных устройств – компьютерных планшетов, ноутбуков, нетбуков и обеспечении условий обучения, которое проходит независимо от местонахождения, учащегося и ученика. Если весь необходимый учебный материал доступен через устройство весом в 300-600 грамм, если это устройство обеспечивает коммуникацию с другими учащимися и учителем, то становится возможным организовывать обучение вне класса, в том числе в условиях, когда учащийся, и учитель, находят на значительном удалении друг от друга. 
Безусловно мобильные обучение содержит в себе элементы дистанционных технологий, однако, благодаря его особенностям, используемым технологиями, опоре на электронное обучение, это полностью неидентичные понятия. Такая двойственность позволила сформулировать и развить идею «гибридного обучения».
Данный тип обучения сочетает преимущества как очной, так и дистанционной формы обучения, учебные материалы и занятия адаптируются таким образом, чтобы дистанционные и очные занятия дополняли друг друга.  Ученики и учитель используют на очных уроках мобильные технологии, компактные компьютерные устройства, единые базы учебных материалов, коммуникационную среду для общения с учителем и обсуждения заданий друг с другом, и переход к дистанционной форме общения не разрывает общею логику работы класса.
«Гибридное обучение» так же уже не является последним достижением технологии обучения, зарубежная педагогика начинает разрабатывать его логическое развитие – технологию, которая получила наименование «перевернутый класс». Это модель гибридного обучения, при котором предварительное изучение нового материала осуществляется учащимся самостоятельно, дома. Для этого используются не только классические электронные обучающие ресурсы, но и учебное видео, которое объясняет ученику новый материал. Снова и снова, понятным для его возраста языком, с демонстрацией промеров решения задач и образцов выполнения упражнений. В классе, под руководством учителя, осуществляется проверка понимания нового материала, его закрепление, совместная деятельность, в которой учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом. Технология получила свое наименование из-за изменения порядка изучения материала – дома учащиеся изучают теорию, в классе занимаются ее закреплением.  Такая технология более эффективно использует рабочее время учителя, позволяет больше времени уделять общению с учащимся.

пятница, 4 июля 2014 г.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ушаков А.А. Подходы к оценке эффективности использования учебного оборудования //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с. 339-344.




Изучение проблемы оценки эффективности использования ИКТ-технологий и других технических средств обучения  в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения показало, что на данный момент нет признанных и авторитетных подходов к организации такой оценки. Наиболее популярными являются критерии основанные на числовых показателях – «количество компьютеров на одного учащегося», «количество уроков с использованием ИКТ», «количество ЦОРов разработанных учителями» и т.д.


Такие критерии могут быть использованы на начальных этапах информатизации, как способ стимулирования внедрения средств ИКТ, и для качественного сравнения показателей информатизации разных учебных заведений. Однако они не могут ответить на вопрос – эффективно, или нет, используются ИКТ в конкретном учреждении. И они, безусловно, поощряют бесконтрольное, ничем неограниченное увеличение процента использования ИКТ в учебном процессе.


Между тем, большое количество компьютеров в школе, и уроков с использованием интерактивной доски, не является однозначным признаком эффективности использования ИКТ, т.к. основным показателем, по которому можно объективно оценить деятельность учебного учреждения, является уровень знаний, который получают в нем учащиеся. Вероятна ситуация, когда учитель, использующий интерактивную доску в течение всего урока, добьется меньшего качества знаний, чем учитель совсем не использующий ИКТ.


Важным требованием к уроку должна быть обоснованность использования ИКТ, данные технологии должны заменять традиционные средства обучения только при наличии доказанного преимущества: лучшего запоминания учащими учебного материала, увеличение их мотивации и скорости восприятия новой информации, реализацией новых форм деятельности и методов обучения, меньшей совокупной стоимостью по сравнению с альтернативными технологиями обучения.


Представляется разумным, что эффективность должна измеряться относительно некой нормы. Например, норма – «20% уроков в ОУ должны проводиться с использованием ИКТ» значительно упрощает оценку эффективности применения  – 10% уроков с использованием ИКТ дает в таком случае 50% эффективность использования ИКТ в оцениваемом ОУ. Однако в реальной практике оценивание по такой методике недопустимо, т.к. истинная цель информатизации ОУ, как и всего его образовательного процесса, не увеличение количества в ОУ компьютерной техники, а увеличение качества предоставляемого им образовательных услуг.


Без сомнения зависимость между качеством обучения и количеством используемых в учебном процессе цифровых технологий нелинейная. При оснащении ОУ современным учебным оборудованием должен наступать момент насыщения, когда поступление новой техники уже никак не сказывается на учебно-воспитательном процессе.


Максимальное количество интерактивных досок в ОУ определяется количеством учебных аудиторий. Досок не должно быть больше, чем кабинетов, в которых они могут использоваться. Однако с точки зрения эффективности учебного процесса их может быть еще меньше. Интерактивных досок в ОУ должны быть не больше количества его учебных аудиторий, и учителей, готовых с ней работать. И данное количество может быть уменьшено, если существует возможность получить тоже количество часов использования интерактивной доски, за счет не увеличения их количества, а за счет более эффективного расписания занятий, обеспечивающего доступ  к доске наибольшего количества учителей.

четверг, 3 июля 2014 г.

Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием



Ушаков А.А. Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с.335-339.

Развитие государственно-общественного управления образованием (ГОУО), создание условий для информационной открытости образовательных организаций, и всей системы управления образованием в целом, является одним из приоритетных направлений модернизации образования в последние годы.
В федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011 - 2015 годы [2] распространение моделей государственно-общественного управления образованием заявляется как одна из основных задач, в том числе в таких вопросах, как создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
Многие положения государственно-общественного управления образованием сформулированы в статье 89 «Управление системой образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]:
- Первый пункт данной статьи четко определяет акценты – «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
- Второй пункт не менее важен, он описывает модель управление системой образования, которая, в том числе, должна включать в себя:
· Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
·        проведение мониторинга в системе образования;
· информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
· независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
·      подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
В 2014 году Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (КГБОУ АКИПКРО), в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки (ФСП), организовал всероссийские дистанционные курсы повышения квалификации в области применения ИКТ в государственного-общественном управлении образованием. Существует множество информационных технологий, которые могут использоваться в ГОУО: информационные сервисы, информационно-консультационные системы, автоматические системы управления, различные коммуникационные технологии… Однако в рамках учебной программы данных курсов требовалось продемонстрировать решение наибольшего количество перечисленных выше проблем и задач ГОУО наименьшим количеством ИКТ-инструментов и сервисом.  Т.е. предложить для решения задачи оптимальный набор инструментов.
В рамках курсов в качестве такого набора были представлены три системы:
1.      АИС Сетевой Город. Образование – как система для комплексного решения задач в области государственного управления образованием.
2.      Moodle – как универсальная платформа обеспечивающая решения задач в области государственно-общественного управления образованием.
3.      Платформа Blogspot от компании Google – сервис создания блогов, как платформа которая может быть использована в области общественного управления образованием, в деятельности общественных организаций или общественных деятелей.

среда, 1 января 2014 г.

Моя робототехника. Справка по запросу организаторов одного проекта.

Закончил БГПУ в 1997 году, факультет физики и информатики, однако весь педагогический стаж связан с преподаванием одного предмета, которым интересовался всю жизнь – информатика и ИКТ.  Дипломная работа была посвящена дистанционному обучению. Руководитель – Веряев Анатолий Алексеевич. В 1998 году поступил в магистратуру БГПУ, где с течение года изучал основы управления системой образования.
С 1997 по 2011 год работал в Барнаульской Гимназии №42. Благодаря творческому климату, который сформирован в гимназии, интересным, неравнодушным учителям, которые там работают, не в последнюю очередь благодаря Юрцевой С.С., завкафедрой информатики гимназии, я получил возможность не только приобрести опыт преподавания предмета во всех классах и профилях гимназии, но и активно заняться внеурочной деятельностью, которая была неотъемлемой частью системы обучения гимназистов – олимпиады всех уровней, научное общество учащихся и т.д.
Светлана Сергеевна заинтересовала и  вовлекла меня в олимпиадное движение, подготовку всероссийских олимпиад по программированию. Систематично  олимпиадным программированием в рамках я занимался до 2006 года. В 2004 году успешно защитил диссертацию по методике организации учебных телеконференций, над которой в течение нескольких лет работал под научным руководством Веряева А.А.
В 2006 году стал руководителем Интернет-центра Гимназии №42, в чьи задачи  входила информатизация гимназии. Благодаря новым обязанностям появилась возможность проявить себя в полном спектре своих компетенций и интересов – внедрение свободного программного обеспечения, автоматический системы Сетевой город и Сетевая школа, интерактивных досок и других интерактивных технологий.