Педагогический фестиваль - БГПУ 2004 - выступление
Современная программа по информатике предполагает изучение
таких понятий как интернет, электронная почта, Веб, телеконференции и т.д.
Однако не все школы имеют подключение к глобальной сети Интернет, имеющие –
обычно подключаются с помощью модема по обычным телефонным коммуникативным
линиям. Скорость соединения в последнем случае в расчете на одну ученическую
машину недостаточна для комфортабельной работы. Время реакции на действие
ученика может превышать психологический барьер в 20 секунд, что ведет к потере
учеником интереса к выполняемой работе.
В большинстве случаев более
результативным будет создание школьной сети Интранет. Компьютерная сеть с
программой поддерживающей все основные сервисы Интернет: веб-сервер с
установленными зеркалами образовательных сайтов, почтовый сервер с настроенными
ящиками учеников и т.д. позволяет перенести хотя бы часть сетевой деятельности
школьников из дорогостоящего и медленного глобального Интернета в локальную
школьную интранет сеть. В Гимназии №42 в качестве вебсервера используется Apache установленный на машине с ОС FreeBSD, почтового и новостного сервера
- программа Eserv работающая на машине с ОС Windows 2000. Eserv предназначена для создания
Интранет сети предприятия, поддерживает все основные сервисы Интернет, поэтому
она одна способна справится с обеспечением работы школьного Интранета.
Идея создания образовательного
Интранета достаточно популярна:
1.
В Томском областном центре информационных технологий
(ОЦИТ) разработан и успешно используется пакет «Школьная электронная почта»
(ШЭП). (1997 г.)
2.
В Полоцком госуниверситете применяется новая методика
преподавания информатики, когда лекционный материал размещается в телеконференции
локальной компьютерной сети факультета с последующим обсуждением.
3.
В гимназии города Сибай республики Башкортостан
создали миниатюрную модель интернета с работающим веб, ftp, почтовым сервисом.
4.
В Самарской школе №42 функционирует единое
информационное пространство на основе программного комплекса «Net Школа”.
5.
Средней школе №163 Центрального района Петербурга
учитель информатики Константин Поляков создал Интранет на основе
программы-сервера Eserv.
Использует почту для рассылки учебных заданий, телеконференции для игровой
деятельности, когда одни учащиеся задают вопросы, а другие отвечают.
Пользователь, работающий с Интранетом,
использует те же программы, навыки, приемы, что и работающий с Интернетом,
поэтому переход из одной сети в другую не вызывает у пользователя затруднения.
Сетевая игра «Быстрый художник»
В Психологии Р.С. Немова [1]
описана достаточно известная методика диагностики опосредованной памяти.
Ребенку выдается лист бумаги, ручка и медленно, с паузой в 20 секунд, диктуются
слова или предложения. Задача обследуемого изобразить на листе бумаги что-то
такое, без использования символов и слов, что в дальнейшем позволит ему
вспомнить нужные слова и выражения. В конце эксперимента психолог просит
ребенка, пользуясь сделанными им рисунками и росчерками, вспомнить те слова и
выражения, которые ему были зачитаны. Результаты оцениваются.
Данная методика была
переработана нами в сценарий сетевой игры проведенной в 7-х гимназических
классах при изучении темы «Электронная почта».
Игра состоит из трех этапов:
1 урок. Практическая работа «Электронная почта. Вложение файлов»
8 минут до конца урока.
Игре предшествует небольшой
организационный момент, в течение которого учащимся разъясняется сценарий
будущей игры. Чтобы исключить в процессе игры жульничество учащихся им
сообщаются только основные принципы начисления баллов.
Учитель предлагает учащимся
запустить программу Paint и
разделить рисунок линиями на восемь равных частей. Просит учащихся
сосредоточиться и нарисовать картинки соответствующие диктуемым словам, после
каждого слова следует 30-ти секундная пауза. Задержка между словами
устанавливается для каждого класса индивидуально, учитывая уровень компьютерной
грамотности учащихся. Делать к рисункам надписи запрещается.
В 7Г:
Чайка, часы, дождь, картина,
день, компьютер, линейка, дорога.
В 7Д:
Поезд, гусь, стена, окно,
река, шариковая ручка, сани, вечер.
Получившийся рисунок
сохраняется на диск компьютера и прилагается к электронному письму, которое
посылается учителю.
2 урок.
8 минут до конца урока.
Учитель просит учеников
проверить почту, и учащиеся получают личные письма, разосланные учителем до
начала урока. В каждом письме рисунок ученика нарисованный им на прошлом уроке
и аналогичный рисунок от ученика параллельного класса.
Учащимся предлагается вспомнить
слова соответствующие восьми нарисованным им на прошлом уроке картинкам. И
догадаться какие слова изображают восемь картинок ученика параллельного класса.
Ответы требуется отослать учителю.
3 урок.
5-8 минут до конца урока.
Учащиеся получают письма с
результатами игры.
Принцип начисления баллов:
1 балл за каждое разгаданное
слово, для своих и чужих рисунков. Максимальный балл – 16.
Призовые баллы: если игрок
разгадывает значение картинки из другой группы, 1 балл начисляется не только
ему, но и автору картинки. Максимально – 8 баллов.
Фамилия
|
Баллы за свою картинку
|
Баллы за чужую картинку
|
Призовые
|
Результат
|
Игрок 1
Игрок 2
Игрок 3
Игрок 4
|
7
8
8
88
|
5
4
5
6
|
7
7
6
5
|
19
19
19
19
|
В случаи несогласия с
результатами игры учащиеся должны написать учителю письмо с аргументацией
своего мнения.
Данная игра является хорошей
мотивацией при работе с локальной электронной почтой, придает переписке
предметный характер. После данного урока увеличилась переписка параллелей 7-х
классов. Появились регулярные письма, адресованные преподавателю.
Литература
1. Немов Р.С. Психология. Книга 3.
– М., Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002, стр. 189