Техническое средство обучения известное как «интерактивная
доска» появилось достаточно давно, считается, что это было устройство фирмы SMART
Technologies Inc.,
впервые продемонстрированное в 1991 году. Однако более глубокое изучение
вопроса показывает, что данная дата достаточно условна, т.к. технически
устройство, предложенное фирмой SMART Technologies Inc., не являлось чем-то принципиально
новым для того времени. Аналогичные устройства уже применялись в самых различных
сферах деятельности, в первую очередь в областях связанных с вводом и
обработкой графической информации и в системах управления.
Таким образом, первая интерактивная доска появилась не тогда,
когда было создано устройство с принципиально новыми функциями, а когда возникла
идея использования уже известных функциональных возможностей в принципиально
новой области и в новом качестве. Этот факт очень важен и сейчас, через два
десятилетия, т.к. без наличия понимания того, что же такое интерактивная доска,
ее легко можно спутать с другим интерактивным оборудованием, иногда имеющим ту
же внешнюю форму, похожий функционал, но предназначенным для решения других задач.
Поэтому обзор интерактивных досок, в дальнейшем ИД, имеет
смысл начать с введения определения ИД.
Сами производители зачастую используют термин «интерактивная
доска» без подробного описания его значения, подразумевая, что он является
общеизвестным. Однако это не так. Достаточно сказать, что немногочисленные
варианты определений, найденные на сайтах производителей, или в методических
пособиях, значительно отличаются друг от друга. Часто это просто в разной
степени подробное описание возможностей конкретного устройства.
Пример определения, данного англоязычной Википедией:
«Интерактивная доска является большим интерактивным экраном, который
соединяется с компьютером и проектором. Проектор проецирует рабочий стол
компьютера на поверхность доски, где пользователь может управлять программами
используя ручку, палец или другое устройство. Доска обычно крепиться на стене
или на специальном мобильном креплении».
Слабость этой, типичной, формулировки как минимум в двух
местах:
1) Введение в определение излишних технических подробностей.
В данном случае ИД определяется как устройство работающее в связке с проектором
и компьютером. Далее будет показано, что это не обязательное условие.
2) Определение не позволяет четко отличить ИД от технически
похожих устройств – интерактивных панелей, дигитайзеров и т.д.
Внешний вид интерактивных досок Smart, то, как они и
аналогичные изделия других фирм позиционируются, позволяет предположить, что их
разработчики пытались создать устройство заменяющее школьную доску. Устройство,
которое бы выполняло все привычные функции обычной меловой или маркерной доски,
одновременно предоставляя все возможности по обработке различных видов
информации, которыми обладают современные компьютеры. Изобретатели
интерактивной доски пытались создать школьную доску следующего поколения.
Интерактивная доска
это электронное устройство, выполняющее все функции школьной меловой или маркерной
доски, одновременно предоставляя все возможности по обработке различных видов
информации, которыми обладают современные компьютеры.
Или немного другое определение:
Интерактивная доска это
новое поколение школьных досок, расширяющих функционал школьной доски до границ
возможностей современной компьютерной техники.
Приобретая ИД для школы, мы должны ожидать, что она как
минимум будет выполнять функциональную роль школьной доски.
Нужно отметить, что ИД доступного для школы ценового
диапазона еще не вполне удовлетворяют заявленным требованиям, однако наблюдается
процесс технической эволюции ИД, который приближает ее к нашим идеалистическим
ожиданиям. Можно предположить, что совершенная ИД будет выводить информацию на
свою поверхность без помощи проектора. Она будет самосветящаяся, однако это не
будет сказываться на ее толщине, как это происходит с современными
устройствами. Она будет вандалоустойчивой, и настолько простой в использовании,
что при работе с ней не будут испытывать трудности учащиеся начальной школы и
учителя, плохо владеющие компьютером. Возможно, ИД будущего будет иметь
автономный, встроенный компьютер, тем самым, превращаясь в полностью автономный
моноблок.
Ни одна современная интерактивная доска не похожа на
описанное устройство, однако, выбирая ИД, нужно стараться, чтобы она как можно
точнее походила на это описание. Интерактивная доска не должна быть настолько
сложной в эксплуатации, что дети и учителя будут вынуждены тратить время на
изучение ее возможностей, а не на использование ее как средства обучения.
Сейчас в это трудно поверить, но в свое время, в период с
1782 по 1842 год, обычная школьная доска
была такой же инновацией как высокотехнологическая интерактивная доска в XXI веке.
Являясь частью классно-урочной системы, школьная доска выполняет
коммуникативную функцию, с ее помощью один человек может донести свои мысли в
понятной и наглядной форме большой группе людей.
Выбирая ИД нужно ответить на вопрос – сможет ли она выполнять
эту роль? В том числе нужно рассматривать и такой фактор – не окажется ли она
настолько сложной в управлении, что учитель будет избегать ее использования. Конечно
же, ни о какой коммуникативной функции этой доски на уроке в этом случае не
может быть и речи.
С функциональной точки зрения можно сказать, что
на школьной доске можно писать, рисовать, удалять ненужную информацию. Нужно
ожидать и от ИД хотя бы удовлетворительного выполнения этих операций. Хорошая
интерактивная доска должна быть не дополнением к обычной школьной доске, а
полностью ее замещать. Стоит отметить, что текущее поколение ИД не может
сделать это на таком уровне, чтобы можно было позволить себе совсем отказаться
от меловых и маркерных досок. Пока они ценятся в первую очередь из-за своего расширенного
функционала. Однако чем лучше будет выполнять ИД такие элементарные операции,
такие как письмо и рисование, тем реже придется переключаться учителю на уроке
с одного типа доски на другой.
Вывод: приобретая
доску нужно постараться лично проверить субъективные ощущения от работы с
маркером каждой рассматриваемой ИД. Именно субъективные впечатления определяют,
захочет ли учитель использовать эту интерактивную доску. Учителю должно быть
комфортно работать с доской.
Однозначно ответить на данный вопрос невозможно. Существует
несколько десятков фирм производящих ИД, и каждая фирма может предлагать до
десятка моделей. Иногда эти модели принципиально отличаются друг от друга.
Каждая интерактивная доска обладает набором характеристик, которые нужно
рассматривать по отдельности и в комплексе. Можно сказать, что нет
универсальных интерактивных досок, каждая доска реализует какую-то свою
концепцию. Например, доска PolyVision Webster обладает уникальной функцией
автоматической синхронизации с проектором, а эргономика Smart Board максимально
приближена к характеристикам обычной школьной доски, и это так же является
уникальной функцией. Некоторые доски лучше приспособлены для использования на
уроках в начальной школе, некоторые на уроках естественно-научного профиля. eBeam Projection вообще не является интерактивной доской, это специальный,
относительно недорогой, интерактивный комплект, который превращает любой
подходящую поверхность - стену, экран или обычную маркерную доску в интерактивную
доску.
Любой совет по выбору ИД будет носить субъективный характер,
поэтому мы может дать только общие указания, которые помогут сделать
оптимальный выбор в каждой конкретной ситуации. Т.к. общее количество
модификаций ИД составляет больше сотни моделей, попытка проанализировать каждую
доску представляется практически невыполнимой и бессмысленной задачей. Имеет
смысл ориентироваться на популярные, массовые модели: Smart Board, Interwrite SchoolBoard, Hitachi StarBoard,
PolyVision Webster,
Sahara PenBoard.
Это самые распространенные в школах Алтайского края интерактивные доски, каждая
из этих моделей представлена как минимум в 50 экз. Кроме того, на
общероссийском уровне известны доски Panasonic Panaboard и Promethean
ActivBoards. Так же не стоит игнорировать устройства аналогичные eBeam Projection. Это неполноценные
интерактивные доски, однако, если смириться с некоторыми их особенностями, они
могут существенно снизить затраты на внедрение интерактивных технологий.
Размер, первая наиболее очевидная характеристика, не считая
цены, которую рассматривают при выборе интерактивной доски. Одно из заблуждений
связано с представлением, что чем больше ИД, тем лучше. Нужно обратить внимание
на то, что размер ИД разных производителей придерживается определенных
стандартов, в результате чего диагональ самой большой доски редко бывает больше
2 метров.
Это имеет физиологическое обоснование –
человек среднего роста должен иметь доступ ко всей поверхности доски, т.к. при наличии «мертвых зон» учитель или ученик не
сможет работать с некоторыми интерактивными слайдами.
Оптимальный размер доски определяется размерами аудитории, в
которой она будет использоваться, например доска с диагональю 70-90 дюймов рассчитана на
класс с 30-40 учащимися. Оценить необходимый размер интерактивной доски помогут
законы оптики и геометрии, из которых следует, что смотреть на монитор размером
диагонали 17 дюймов
с расстояния 1 метр,
то же самое, что смотреть на интерактивную доску размером диагонали 77 дюймов с расстояния 77:17*1 = 4,5 метра. Интерактивная доска размером 60 дюймов имеет по
сравнению с 77-дюймовой доской на 1-1,5 метра меньшую зону комфортного восприятия.
Это соответствует одному ряду школьных парт. Соответственно с такой доской
можно комфортно работать в аудитории рассчитанной на 18-24 человека. Размеры наиболее
распространенных в Алтайском крае моделей приведены в таблицах с основными
техническими характеристиками ИД.
|
Интерактивные доски основаны на нескольких основных
принципах: резистивная, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная и т.д.
Разнообразие физических принципов, используемых для
организации взаимодействия человека и доски, объясняется поиском разработчиками
оптимального решения, наиболее комфортного для человека, и желанием обойти
патенты конкурентов.
Резистивная (или сенсорная) технология фиксирует физической
прикосновение пальца или маркера к поверхности доски.
Инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технология
основана на электронном маркере, который излучает сигнал, позволяющий
отслеживать его координаты в пространстве.
Явного лидера среди рассмотренных технологий нет. Каждая
обладает своими достоинствами и недостатками. Чтобы определиться, имеет смысл
разделить их по внешним проявлениям: работающими с электронным маркером и без
маркера.
К последнему типу относятся доски с сенсорной поверхностью: Smart
Board и PolyVision Webster. На этих досках информацию можно вводить и
преобразовывать просто пальцем руки. Это удобно учителю, т.к. нет необходимости
постоянно держать в руках маркер. При желании на этих досках вместо
стандартного маркера можно использовать любой подходящий предмет – авторучку,
или указку с гладким пластиковым наконечником. Такая технология удобна и детям,
т.к. позволяет манипулировать виртуальными объектами на поверхности доски
просто рукой. Для детей это естественнее и намного нагляднее, чем при
использовании электронного маркера. Из этих двух досок более комфортной
является Smart Board.
Благодаря более гладкой поверхности, которая не раздражает кожу руки
работающего с доской человека. А так же благодаря наличию интерактивного лотка
с разноцветными маркерами, которые позволяют выбрать цвет линии, просто взяв
маркер нужного цвета.
Доски с электронным маркером имеют свои преимущества.
Наиболее заметное – при работе с доской на ее поверхность можно опираться
ладонью. На сенсорных досках любое, даже случайно прикосновение к поверхности,
воспринимается доской как применение выбранного инструмента. Большинство
маркером досок такого типа имеют кнопки для вызова дополнительных функций,
самой необходимой из которых является имитация правого щелчка мыши. Smart Board, доска не имеющая
электронного маркера, устроена таким образом, что в правом щелчке, вызывающем
контекстное меню, практически нет необходимости, однако полностью исключить
необходимость правого щелчка не удается. В Smart Board для активизации функции правого
щелчка используется кнопка на интерактивном лотке, это менее удобно, по
сравнению с кнопкой на электронном маркере.
Самыми точными досками, допускающими наименьшую погрешность
при определении координат маркера, среди рассматриваемых в данном обзоре,
являются Interwrite SchoolBoard и Sahara PenBoard - доски, основанные на
электромагнитной технологии. Заявленные характеристики (см. «Основные технические
характеристики») подтверждаются практикой использования
данных досок, однако субъективно Interwrite
SchoolBoard 1077 воспринимается как более точная. Многие школы, работающие с Sahara
PenBoard, заметили, что эта доска требовательна к качеству электропитания. В
ряде случаев компьютеры, работающие с Sahara PenBoard, потребовалось заземлить.
ИД PenBoard с незаземленными ПК демонстрировали большую, измеряемую сантиметрами
ошибку при определении координат маркера.
Вывод: из
рассматриваемых досок Interwrite SchoolBoard 1077 обладает наименьшей
погрешностью маркера и одной из самых высоких скоростей обработки изменения его
координат – доска очень точно и без задержек отслеживает траекторию маркера.
Доска с такими характеристиками может использоваться на уроках, где требуется
работа с мелкими деталями и знаками – уроках математики, черчение и т.д.
Предлагаем рассмотреть маркер ИД с эргономической точки
зрения. Технические аспекты технологии были рассмотрены выше, но зависит ли
что-то от внешней формы оборудования? Ответ на этот вопрос, как и все связанное
с удобством и функциональностью, субъективен. Внешняя форма маркеров ИД
разнообразна, и обоснована, над ними работали квалифицированные специалисты (см. «Маркеры для интерактивной доски»). Однако можно
попробовать оценить маркер с точки зрения поставленных задач.
Попробуем ответить на ряд вопросов:
Вопрос: Существует ли оптимальная форма маркера?
Ответ: Есть основания считать, что таковой обладает форма
обыкновенной шариковой ручки. Толщина, размер, форма, вес шариковой ручки
отработан в течение столетий, и можно считать, что они имеют серьезное
обоснование.
Вопрос: Почему маркер белой маркерной доски имеет больший
размер и толщину по сравнению с шариковой ручкой?
Ответ: это связано с необходимостью рисовать более толстой
линией и необходимостью в большем запасе чернил.
Вопрос: почему маркеры некоторых ИД равны или превосходят по
размерам перманентные маркеры?
Ответ: это связано с конструктивной необходимостью – в
корпусе маркера нужно разместить излучатель сигнала и источники питания. Частично
размер маркера связан с необходимостью соответствовать размеру погрешность ИД,
которая для этих досок соответствует 1,5 мм. (см. «Основные технические
характеристики»).
Вывод: из всех рассматриваемых
досок маркер Interwrite SchoolBoard 1077 является физиологически лучшим, т.к. он по своим
характеристикам полностью воспроизводит шариковую ручку. Доски сенсорного типа
Smart Board и PolyVision Webster технически могут работать с маркерами такой же
формы, однако стандартные маркеры этих досок имеют более толстый корпус. Что
связано с необходимостью прилагать усилие при соприкосновении маркера с
поверхностью ИД, и с относительно большой погрешностью в определении координат
маркера.
Функциональные возможности интерактивной доски, ее полезность
в учебном процессе, во многом определяется программным обеспечением (ПО),
которое управляет ее работой. Изучение возможностей этого ПО является важной
частью работы по оценке ИД. ПО определяет поведение интерактивной доски при
работе с презентациями, текстовыми документами, сетью Интернет. Доска,
предназначенная для использования в школе, должна иметь ПО помогающее учителю
готовить интерактивные материалы к своим урокам. Приобретая ИД без такого ПО
нужно заранее выяснить, чем можно будет его заменить, и есть ли в этом
необходимость. Не совсем полноценной
заменой может стать MS PowerPoint или библиотека готовых интерактивных практикумов. Или,
если лицензия разрешает такую операцию, программное обеспечение от другой интерактивной
доски. Ниже мы предлагаем анализ лицензий всех основных досок Алтайского края (см. «ЛИЦЕНЗИОННОЕ
СОГЛАШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК»).
Только три интерактивные доски разрешают использовать свое ПО
более чем на одном компьютере, это ПО для Smart Board, Interwrite SchoolBoard и
Sahara
PenBoard. Наличие
такого разрешения достаточно существенная деталь, на которую обязательно нужно
обращать внимание, т.к. иначе подготовка материалов к уроку будет возможна только
на единственном компьютере в школе, том, что подключен к интерактивной доске. Из
трех рассмотренных досок наиболее четко прописан регламент получения разрешения
на использование программного обеспечения с досками сторонних производителей в лицензии
фирмы Smart Technologies Inc.
Стоит отметить программное обеспечение PolyVision Webster. Мы
уже сформулировали, что, как минимум, ИД должна обеспечивать рисование, письмо,
стирание написанного. ПО PolyVision Webster обеспечивает эти возможности и
некоторые дополнительные: все написанное сохраняется на отдельных слайдах,
которые можно сохранить на диск, распечатать, листать в произвольном порядке. С
программой идет небольшая коллекция картинок и шаблонов. Однако с точки зрения
функциональных возможностей конкурентов, или теоретических ожиданий от ИД, это
минимум, абсолютно недостаточный для создания серьезных интерактивных
дидактических разработок. Фирма PolyVision предлагает больше десятка
интерактивных досок, возможно, некоторые из них обладают более сложным ПО, однако,
доступные в Алтайском крае доски этой фирмы по своему назначению больше
подходят к другому сегменту интерактивного оборудования – копи-доскам. Задачей
таких досок является сохранение написанного в процессе обсуждения, лекции,
семинара в память компьютера. Программное обеспечение Smart Board превратит
эту доску в полноценно-интерактивную, однако для этого нужно получить
соответствующую лицензию.
Остальные рассматриваемые доски, в том числе и eBeam Projection, обладают ПО
специально разработанное для использования учителем.
Можно проанализировать функционал каждой программы,
необходимость каждого инструмента. Однако начинать нужно с проверки операций, выполнение
которых занимает на уроке 90% времени. Это уже обсуждавшиеся операции –
рисование разноцветных линий, стирание нарисованного. И те операции, ради
которых происходит переход с обычной доски на интерактивную - функции
преобразования информации: перемещение рисунков по поверхности доски, вращение
и изменение размера объектов, группировка, закрепление и т.д.
Например, Interwrite SchoolBoard – выбор
цвета занимает две-три действия – коснуться пиктограммы «Перо» (Обычно она
находится справа, в верхней половине доски, там, где по умолчанию размещается
панель инструментов) – коснуться инструмента выбора цвета (На второстепенной
панели инструментов внизу доски) – провести линию.
Эта операция демонстрирует одну из проблем ПО Interwrite SchoolBoard – второстепенная,
часто используемая панель инструментов находится в метре от панели с основными
инструментами. Для того, чтобы изменить цвет, учитель должен пройти метр в
сторону и нагнувшись к нижней кромке доски коснуться маркером соответствующего
инструмента.
Попробуем выполнить эту операцию в ПО Smart Board. Если пользоваться
преимуществами конструкции этой доски, то она займет одну-две операции – взять
с лотка маркер нужно цвета – провести линию. Если не пользоваться интерактивным
лотком, то это все равно занимает не более трех операций – коснуться кнопки
«Перо» - выбрать цвет в раскрывшемся списке – провести линию.
В ПО Hitachi StarBoard, такая операция, как выбор цвета линии,
так же выполняется в два-три действия, для смены цвета используются крупные и понятные
пиктограммы.
Аналогично нужно выполнить все остальные операции, анализируя
их сложность, наглядность, время, которое они занимают. Анализ нужно проводить
непосредственно у интерактивной доски, т.к. только таким образом можно заметить
неочевидные вещи – мелкие, малоконтрастные элементы управления, или их нерациональное
расположение, как то, что мы заметили в ПО
Interwrite SchoolBoard.
То, что при работе с экраном монитора было легким движением мышки, стало двумя
шагами в сторону, которые должен сделать учитель при работе с реальной доской.
Серьезное, доказательное, исследование не входит в наши
задачи, поэтому ниже будут представлены только краткие комментарии к
программному обеспечению каждой доски, обобщающие наши наблюдения.
Без сомнения эта доска имеет лучшее стандартное
программное обеспечение, которое доступно и ученику и учащимся. Простое в
освоении, оно обладает всеми функциями, которые есть у конкурентов, зачастую
реализуя их более наглядными способами.
Достоинства – панель инструментов не перегруженная
пиктограммами. Крупные, четкие, легко запоминающиеся пиктограммы инструментов. Интеграция
с интерактивным лотком, на котором лежат физические реализации разноцветных
маркеров и ластика. Интерактивный лоток (рис.4) позволяет начать работу с
интерактивной доской практически без обучения. Большая коллекция картинок и
интерактивных элементов. Возможность простой интеграции в интерактивную
презентацию Flash-роликов.
Значительно улучшает внешний вид интерактивных презентаций
такая на первый взгляд второстепенная функция как «Задать прозрачность рисунка».
Использование этого инструмента позволяет создавать фигуры с произвольными контурами,
создавать сложные многослойные интерактивные слайды. У основных конкурентов Smart Board аналогичный
функционал отсутствует.
Не менее полезной является функция закрепления
объекта, которая фиксирует объект в нужном месте презентации. Фиксация защищает
презентацию от разрушения в результате случайных прикосновений маркера. Данный
функционал в полной форме воспроизведен в ПО Panaboard, частично в ПО eBeam. В программном
обеспечении StarBoard и InterWrite фиксация объекта возможна только опосредованно, через
размещение объекта на фоновом слое, и необратимо, без возможности ее отмены. В
отличие от ее реализации в аналогичных
программах в ПО Smart Board фиксация объекта отменяется в одно касание маркера.
Существенно упрощает работу с доской контекстное меню,
которое появляется в правом верхнем углу
выделенного объекта. Именно контекстное меню разгружает интерфейс программы,
делая его простым и логичным, предоставляя все необходимые операции в точке
приложения маркера. Аналогичную концепцию объектно-зависимого контекстного меню,
реализует программное обеспечение еще двух досок – Hitachi StarBoard и
Panaboard.
Либеральная лицензия, позволяет устанавливать программу на
компьютеры учителей. Существует возможность бесплатно скачивать новые версии
программы. Десятая версия программы содержит эффекты анимации, аналогичные тем,
что применяются в MS PowerPoint.
Не менее важным является существование инициативного
сообщества учителей, использующих эту доску на своих уроках и активно
обменивающихся полученным опытом. В Интернет можно найти большое количество
методических разработок для этой доски, фирма регулярно проводит конкурсы,
семинары.
Существует
версия для Linux,
проблем с установкой не замечено.
По возможностям ПО этой доски является добротным середнячком.
Программное обеспечение реализует все необходимые для работы учителя функции, в
том числе такие как: интерактивные элементы на основе flash, гиперссылки,
распознание рукописного текста и геометрических фигур. Панель инструментов
может настраиваться под каждого учителя и сохраняться в индивидуальные профили.
Есть большая коллекция картинок, рассортированная по категориям и предметам. Новые
версии программы можно взять на сайте производителя.
Основным недостатком программы является малопонятный новому
пользователю интерфейс, который можно назвать не интуитивным. Пиктограммы на
кнопках мелкие и неинформативные. Интерфейс перегружен инструментами, которые
можно было бы убрать за счет объединения
однотипных инструментов в группы. Часть операций могла бы вызываться
автоматически, без осознанных реакций пользователя. Например, в Software InterWrite добавление
интерактивного элемента на основе flash осуществляется отдельной кнопкой, в
то время как ПО Smart Board не разделяет картинки и интерактивные элементы, они
находятся в единой коллекции и переносятся на доску простым перетаскиванием с
помощью маркера. На панели InterWrite по умолчанию расположены две кнопки – «Создание пустой
страницы» и «Создание страницы с сеткой». ПО Smart Board, которое мы признали «образцовым», на панели инструментов
имеет только одну кнопку – «Новая страница». Фоны страниц - сетки, клетки,
координатные оси, и многое другое, расположены в «Коллекции», вместе с другими
картинками и интерактивными элементами.
Фон, в отличие от картинки, при перетаскивании на поверхность Smart Board автоматически закрепляется на ее самом нижнем рабочем
слое.
Рисунок №5 показывает типичную ситуацию при работе с InterWrite –
выбор инструмента «Перо» открывает вспомогательное меню с дополнительными
инструментами, которые позволяют задать цвет линии, ее прозрачность и толщину.
Однако панель дополнительных пиктограмм жестко закреплена в нижней части
экрана-доски. На экране монитора это незаметно, однако у доски учитель должен
преодолеть полтора метра, чтобы выбрать параметры пера.
Такой подход предполагает, что, выбрав основной инструмент,
например «Перо», мы, в дальнейшем достаточно
длительное время будем работать со вспомогательной панелью. Т.е. будем
рисовать, меняя цвет и толщину линии. Поэтому требуется оценить стиль работы
учителя, то, как он предполагает использовать доску. Если он будет постоянно
менять основные инструменты, например – «Перо»-«Ластик»-«Фигуры», то траектория
движения его руки будет достаточно неоптимальной – основное меню справа,
вспомогательное меню снизу, рабочая зона сверху. Выводом может стать положение,
что принцип организации интерфейса программного обеспечения InterWrite имеет определенную
логику - он предполагает длительную работу в одном режиме – например письма,
или в режиме перемещение объектов.
Ряд пользователей, испытывающих сложности при работе с
мелкими и плохо различимыми пиктограммами на панели инструментов данной ИД, может
захотеть произвести смену их внешнего вида: кнопка «Меню InterWrite» - «Настройки» -
«Параметры панели инструментов» - «Circle» - «40х40». Пиктограммы станут округлыми и в два раза
крупнее (см. рис. 11). Опыт показывает, что такой внешний
вид интерфейса вызывает меньше затруднений в работе, чем установленный по
умолчанию.
Имеет смысл перенастроить состав инструментов, размещенных на
панели инструментов: «Меню InterWrite» - «Настроить панель инструментов» - Ввести новое имя
«Текущей схемы», например, свою фамилию - «Сохранить схему» - выбрать из
«Доступных инструментов» нужный -
«Добавить в панель элементов» - «ОК».
Желательно проверить все доступные инструменты, т.к. каждый
из них уникален, и может найти применение в интерактивной разработке урока. Одними из самых интересных являются –
«Рукописный текст», «Произвольная фигура», «Flash Player».
«Рукописный текст» - рукописный текст, написанный на доске,
превращается в печатный. К сожалению, русский язык не поддерживается, поэтому
инструмент имеет ограниченное применение.
«Произвольная фигура» - превращает схематичные, грубые
наброски в геометрические фигуры. Небрежно нарисованный треугольник,
нарисованный с помощью этого инструмента, анализируется и превращается строгую
геометрическую фигуру. Это достаточно универсальный инструмент, помогающий учителю,
работающему на уроке непосредственно с доской, быстро создать аккуратную схему или
таблицу. Аналогичной функцией обладает только Smart Notebook 10 интерактивной
доски Smart Board
и программное обеспечение Hitachi StarBoard.
«Flash Player» - инструмент, обеспечивающий работу интерактивных
элементов на основе Flash.
ПО содержит готовую коллекцию обучающих Flash, имеется возможность использовать Flash-файлы найденные в сети Интернет,
или разработанные самостоятельно.
Существует версия ПО для Linux, инсталляция доступна подготовленному
специалисту.
Программное обеспечение StarBoard обладает целым рядом
оригинальных возможностей, выделяющих
его среди ПО других интерактивных досок.
Уникальна функция интеграции с документами MS Office, возможность слияния
функциональности программного обеспечения
доски и презентаций MS PowerPoint.
Панель инструментов содержит крупные кнопки, с контрастными,
понятными пиктограммами. Возможна настройка панели инструментов под каждого
преподавателя, работающего с доской. К программе прилагается неплохая коллекция
картинок учебного содержания.
Без сомнения это программное обеспечение, немного проигрывая
из-за некоторых недоработок в интерфейсе и функционале, конкурирует с ПО Smart Board.
К недостаткам можно отнести отсутствие эффекта закрепления
элементов на поверхности доски, нелогичная и неудобная концепция хранения
интерактивных разработок, отсутствие инструмента для установки прозрачного
цвета растровой картинки.
ПО для Linux отсутствует. На сайте производителя
нет возможности скачать новую версию программного обеспечения. Лицензия программы
запрещает установку более одной копии. Соответственно для подготовки к уроку
нужно ждать, когда освободится кабинет с интерактивной доской.
Программное обеспечение данной доски, C-Tools, обладает всеми стандартными
возможностями аналогичных программ. Имеется коллекция картинок, которые можно
использовать на уроках.
Однако у программы есть серьезный недостаток – интерфейс. Он
соответствует нормам, которые применимы к офисным программам, графическим
редакторам, однако при работе непосредственно у интерактивной доски
пользоваться им неудобно. Программа заслуживает неудовлетворительную оценку, т.к.
в настоящее время она полностью игнорирует специфику работы с ИД на уроке.
Продажи доски начались недавно,
поэтому есть основания считать, что программное обеспечение будет развиваться.
К достоинствам доски относится либеральная лицензия, и поддержка операционной системы Linux.
В 2008/2009 году разработчик проводил всероссийский конкурс
среди учителей использующих доски Sahara PenBoard.
Программное обеспечение реализует концепцию
похожую на идеи фирмы SMART Technologies Inc. Является очевидным, что эти
программы похожи не только на уровне идей и концепций, но и по структуре и
функционалу. Интерфейс программ совместим настолько, что человек умеющий
работать со Smart Board может начать использовать Panaboard без переучивания (см. рис.11. интерфейс №4 и №5). Это является значительным
плюсом данной доски и программы.
Коллекция организована аналогично Smart Board, картинки и
интерактивные элементы на основе Flash добавляются на страницы презентации
простым переносом из коллекции с помощью мыши или маркера. В отличие от
программного обеспечения Smart Board в презентацию Panaboard можно добавить видео -
поддерживаются все основные видеоформаты. Видеофильм является частью слайда, для его
редактирования используются те же приемы и операции, что и для других объектов
презентации. Данная функция уникальна, т.к. ПО всех остальных рассматриваемых в
обзоре досок для воспроизведения видео используют внешние программы.
Аналогично Smart Board в презентации Panaboard имеются
место для «вложений», где можно разместить все вспомогательные материалы для
использования на уроке – файлы и документы, для которых презентация является
просто удобным местом хранения.
«Объектно-зависимое», связанное с редактируемым объектом,
контекстное меню аналогично меню Smart Board - совпадают
функциональный состав и структура меню. Имеется функция фиксации объекта, также
аналогичная той, что реализует Smart Board.
Сравнивая программное обеспечение Smart Board и
Panaboard более
конструктивно искать не общие черты, т.к. их функциональность и внешний вид
практически совпадают, а существенные отличия.
К таким стоит отнести
функцию перемещения объекта – в Panaboard при
переносе мы одновременно видим начальное и конечное положение объекта. Данный
вариант визуализации подчеркивается смысл совершаемой операции. Аналогичный
эффект мы увидим, если будем перемещать какой-либо элемент интерактивного
слайда по поверхности StarBoard.
Такое акцентирование важно, если нужно подчеркнуть не как,
а куда передвигается объект. В презентациях
Smart Board и
InterWrite объект перемещается синхронно «двигающему» его маркеру,
присутствуя на поверхности доски в одном экземпляре. В таком варианте
визуализации важен сам процесс движения, что позволяет «оживлять» презентацию –
под действием маркера картинка с изображением лодки превращается в плывущую
лодку, картинка с изображением человечка превращается в пешехода, который
переходит улицу. Режим переноса объекта, реализованный в Smart Board и
InterWrite, позволяет
создавать эффект анимации простым переносом фрагментов изображения на слайде
презентации.
Оба подхода к реализации функции переноса объектов
обоснованы, и учитель должен сделать выбор или, если доска уже уставлена в
кабинете, учитывать в своих интерактивных разработках сильные стороны программного
обеспечения свой интерактивной доски.
Вторым существенным отличием ПО Panaboard является
отсутствие функции установки прозрачного цвета картинки. Редактирование
прозрачного фона придется осуществлять в специальных графических редакторах.
Последним отличием функционала двух программ, на которое
нужно обратить внимание, является инструмент «множественного клонирование». Эта
функция присуща ПО только этих двух сравниваемых досок. Ее правильное
использование придает презентациям дополнительную наглядность и
привлекательность. Однако в реализации функции клонирования имеются некоторые
различия. В Smart Board функция клонирования закладывается как свойство выбранного
объекта. Это свойство объекта сохраняется вместе с другими его характеристиками
и автоматически проявляется в процессе работы с объектом и презентацией. В Panaboard клонирование
является функцией специального инструмента, который клонирует любой выбранный
объект на слайде, свойство клонирования в объекте не закрепляется. В Smart Board функция
клонирования, если она установлена, срабатывает независимо от разработчика
презентации, а в Panaboard только в момент осознанного вызова. Данный нюанс также нужно
учитывать при работе с программным обеспечением этих досок.
Вывод: Имеются некоторые оригинальные усовершенствования
интерфейса, однако общая функциональность несколько уступает Smart Board. Информации о поддержке
Linux нет.
Лицензия программного обеспечения неоднозначна.
Возможностей ПО достаточно для разработки только простейших
материалов к уроку.
Рекомендуется подобрать альтернативное программное
обеспечение.
Программное обеспечение аналогично разработкам
фирмы SMART Technologies Inc.
Человек умеющий работать со Smart Board может
начать использовать eBeam Projection
после краткого анализа различий в интерфейсе. Общее впечатление об интерфейсе
дает рисунок №10.
Поддерживается импорт текстовых документов и презентаций MS Office, интерактивных
элементов на основе flash.
Программное обеспечение реализует функцию фиксации объектов
презентации, функцию установки призрачного цвета изображения. Полнота их
реализации немного уступают Smart Board, однако, несомненно, превосходит аналогичный функционал
таких сильных конкурентов как Hitachi StarBoard и InterWrite.
К недостаткам можно отнести вызов контекстного меню через
специальную кнопку на маркере, этот способ используется большинством досок с
электронным маркером, однако он менее
удобен и нагляден, чем «объектно-зависимое» контекстное меню, реализованное в Smart Board, Panaboard и StarBoard. Так же можно отметить
некоторую недоработку дизайна пиктограмм, используемых в интерфейсе программы.
Однако это не влияет на общую функциональность программы, которая обладает всем
необходимым для работы учителя.
Существует версия программного обеспечения для Linux. Программу можно
скачать с сайта разработчика.
Лицензия ПО требует изучения, некоторые фрагменты лицензии
можно трактовать как запрет на установку программы на дополнительные
компьютеры.
При выборе eBeam Projection в качестве интерактивной доски нужно помнить, что ее
плюсы - это цена, соответствующая половине стоимости обычной ИД и достойное
программное обеспечение. Минусом
является, то, что это не готовая интерактивная доска. Покупателю eBeam Projection потребуется
маркерная доска - возможно ее придется купить, чтобы использовать ее в качестве
поверхности, на которой будет монтироваться интерактивный комплект.
Резюме
Модификаций интерактивных досок очень много. Однако при
выборе ИД нужно анализировать не только ее технические характеристики, но и
программное обеспечение.
Когда учитель учится работать с интерактивной доской,
разрабатывает методику применения ее возможностей на своих уроках, он большую
часть времени тратит на изучение программного обеспечения интерактивной доски.
При переходе на другую доску он может не обратить внимания на то, что доска
работает на других физических принципах, однако он сразу же заметит новое
программное обеспечение. Учителю придется полностью переучиваться,
Соответственно лица ответственные за информатизацию, закупку
техники, должны заранее учитывать необходимость единообразия программного
обеспечения в подотчетном общеобразовательном учреждении.
Этого можно добиться с помощью оформления лицензии на ПО от
одной доски для всех остальных досок учреждения. Как мы выяснили это возможно только для двух
досок, и одна из них, к сожалению, обладает пока не самым совершенным ПО. Однако
вторая доска, Smart Board,
имеет не только подходящую лицензию, но и лучшее по всем показателям
программное обеспечение. Это программное обеспечение фирмы, которая делает
интерактивные доски уже почти два десятилетия, и чьи доски составляют примерно
половину мирового парка интерактивного оборудования. Ставка на эту платформу не
является ошибкой, однако для этого нужно, чтобы в школе была хотя бы одна доска
Smart Board. Это не всегда
выполнимое условие.
Второй способ создания единообразия самый очевидный – нужно
придерживаться одного модельного ряда ИД. Данная стратегия так же имеет изъяны
– изначально неудачный выбор доски будет закрепляться покупками новых досок. К
тому же если у школы есть деньги на вторую доску, почему бы не купить доску Smart, и не обеспечить школу
единой лицензией на программное обеспечение? Второй способ может быть применен
школой, которая покупает первую доску. В случае отсутствия собственных
предпочтений имеет смысл купить доску аналогичную той, что успешно
эксплуатирует соседняя школа. Тем самым создается возможность обмена
методическими материалами, можно наладить общее обучение и консультирование
учителей.
Третий способ – покупать доски с единым подходом к
интерфейсу. Таким образом можно добиться того, чтобы переучивание учителей в
рамках школы или района было минимальным.
Кроме того, можно дать общую рекомендацию – избегать
необоснованного введения в модельный ряд интерактивных досок новых, несовместимых
с уже имеющимися досками, моделей. Каждая доска требует отдельного изучения,
при наличии шести типов досок, учителей, на курсах повышения квалификации,
семинарах, нужно делить на шесть групп. Существует общая методика использования
ИД, однако инструментарий ПО нужно изучать уже индивидуально. Покупка доски
седьмого типа может стать началом формирования еще одного, несовместимого с
другими, сообщества. Для этого должны быть серьезные причины, например
неоспоримые преимущества нового типа досок по сравнению с уже имеющимися.
Какая доска все-таки лучше?
Из рассмотренных досок наилучшим программным обеспечением и
форм-фактором обладает доска Smart Board. Эта доска имеет простое в
усвоении, но одновременно самое богатое по функциональности, программное обеспечение.
Внешне она похожа на обычную маркерную доску, и ведет себя аналогично. Если
подойти к доске, взять красный маркер и провести по доске, то останется красная
линия. Более сложные операции выполняются так же интуитивно - если положить
маркер на место, взять пальцами нарисованную линию и потянуть, то линия
передвинется на указанное место.
Недостатком доски является едва заметная инерция – если
быстро провести маркером по доске, можно заметить, что линия появляется с
микросекундным опозданием. Вторым недостатком является наличие погрешности в
определении координат маркера. Она не является
худшей по отношению к большинству конкурентов, но уступает доскам с
электромагнитной технологией. Обычно эти особенности никак не проявляются.
Доску можно рекомендовать для использования в начальной школе
и в кабинетах, где работают учителя гуманитарных предметов.
Доской с лучшими техническими характеристиками (из
рассмотренных) является InterWrite SchoolBoard 1077B. Под такими характеристиками
понимаются надежность, вандалоустойчивость, точность работы с маркером. Эта
доска более технична, люди с техническим образованием сразу распознают в ней
дигитайзер, устройство для ввода графической информации дизайнерами. И уровень
устройства соответствует, она идеальна для работы с точными данными: для ввода
мелких знаков, работы с векторными рисунками. Доску можно посоветовать учителю
хорошо знакомому с компьютером, которому по каким-либо причинам нужна
сверхточная интерактивная доска. Такие возможности могут понадобиться на уроках
естественно-научного цикла, при работе со сложными компьютерными моделями и
т.д. ПО данной доски достаточно функционально, чтобы удовлетворить все
возможные потребности. Однако при возможности на компьютере подключенному к
этой доске желательно установить и альтернативное программное обеспечение от
досок Smart Board.
Данную доску можно использовать и в начальной школе, однако
учителю придется подстраховывать детей, заранее меняя им режимы работы
электронного маркера.
Имеет смысл схема, при которой в школе установлено две доски –
Smart Board и InterWrite, что позволяет решить задачу единообразия
программного обеспечения и методики, одновременно удовлетворяя потребностей людей с противоположными
запросами к характеристикам интерактивных досок.
2) Панель инструментов InterWrite в режиме «Circle» - «40х40».
3) Панель инструментов программного обеспечения Hitachi StarBoard.
4) Панель инструментов Smart Notebook, ПО Smart Board.
5) Панель инструментов elite Panaboard book, ПО Panaboard.
6) Панель инструментов Sahara PenBoard.
7) Панель инструментов eBeam Projection.
Скрипшоты панелей инструментов интерактивных досок на рис.11.
представлены в одном масштабе, поэтому
возможен сравнительный анализ удобства интерфейса каждой доски.
Интерактивная
доска
|
Сайт
поддержки
|
Smart Board
|
www.smartboard.ru/
http://www.smarttech.com/
|
GTCO CalComp "Interwrite SchoolBoard 1077B"
|
http://www.spint.ru/
http://www.einstruction.com/support_downloads/downloads.html
|
Hitachi StarBoard
|
http://www.hitachi-interactive.ru/
http://www.hitachisoft.de/ru/
|
Sahara PenBoard
|
http://www.delight2000.com
|
Panasonic Panaboard
|
http://www.panasonic.ru/products/
|
PolyVision Webster
|
http://www.polyvision.com/Support/
http://www.polyvision.com/Support/Downloads/
http://www.delight2000.com/
|
eBeam Projection
|
www.luidia.com
|
Triumph Board
Программное обеспечение: TRIUMPH BOARD TOUCH
|
|
Ключевые фрагменты
лицензий, существенные для использования ПО в учебном процессе.
«(a)
Ограничения лицензии. До тех пор, пока
Покупатель владеет Продуктами SMART, он может использовать Программное
обеспечение (i) на неограниченном числе компьютеров, управляемых и
контролируемых Покупателем, и (ii) если у Покупателя имеются сотрудники,
консультанты или студенты, они могут использовать Программное обеспечение (i)
на неограниченном числе принадлежащих им компьютеров до тех пор, пока они
продолжают быть сотрудниками, консультантами или студентами Покупателя.
(b) Копии. Покупатель может создать
одну копию Программного обеспечения в машиночитаемой форме только в порядке
создания резервной копии, обеспечив резервное копирование со всеми товарными
знаками, знаками защиты авторского права и другими знаками собственности,
имеющимися на оригинальном носителе. Покупатель может копировать Документацию
только для внутренних целей. Покупатель не имеет права распространять копии
Программного обеспечения или какого-либо его компонента.
(d) Использование конкурирующих продуктов.
Если Покупатель желает использовать Программное обеспечение с интерактивной
доской или устройством оцифровки экрана с сенсорным или перьевым вводом
стороннего производителя («Конкурирующий продукт»), Покупатель обязан получить
у SMART Лицензию на использование Программного обеспечения с Конкурирующими
продуктами.»
Источник: инсталлятор
программы.
Выводы: программное
обеспечение Smart Board
имеет либеральную лицензию, позволяющую установить ПО на все школьные
компьютеры и домашние компьютеры учителей. Лицензия действует до тех пор, пока
школа владеет интерактивной доской Smart Board. Существует возможность получить лицензию на использование
ПО с доской другого производителя, однако для этого нужно сделать официальный
запрос в фирму Smart.
Из соглашения следует, что лицензия будет получена, если в школе есть хотя бы
одна доска Smart. Пункт
(b) запрещает создавать лишние копии ПО, что на первый взгляд противоречит
пункту (a), однако в данном случае речь идет об инсталляторе программы. Запрет
создавать копии инсталлятора непонятен, т.к. он доступен для свободного
скачивания на сайте Smart
Technologies Inc.
Данная лицензия соответствует девятой версии ПО. В десятой версии введена
процедура бесплатной регистрации каждой копии программы на сайте производителя.
«Разрешается установить и
использовать копии ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА или любую его предыдущую версию для
той же операционной системы или на любом компьютере, который будет использоваться
вместе с электронными белыми досками Interwrite Learning (Interwrite Board,
ClassBoard, Interwrite Pad, ClassPad, Interwrite Panel), при условии, что
подобное использование не будет противоречить действующему законодательству.»
«1) Разрешается
установить и использовать одну копию ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА или любую его
предыдущую версию для той же операционной системы на одном компьютере при
условии, что подобное использование не будет противоречить действующему
законодательству.
2) Разрешается
хранить или установить копию Программного продукта на устройстве хранения,
например сетевом сервере, и использовать устройство хранения для установки и
запуска ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА на других компьютерах по интрасети. Однако
необходимо запросить и выделить лицензию для каждого отдельного компьютера, на
котором устанавливается или запускается ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ с устройства
хранения. Запрещается совместно или одновременно использовать любую
предоставленную лицензию на ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ на различных компьютерах.»
Источник: инсталлятор
программы.
Выводы: программное
обеспечение Interwrite SchoolBoard можно установить только на один компьютер, непосредственно
работающий с этой интерактивной доской. Однако существует теоретическая, не
прописанная подробно, возможность запросить дополнительные лицензии.
«Данное программное обеспечение не
может быть использовано с тач-панелями и
дигитайзерами и другим подобным оборудованием сторонних производителей.»
«ЭТА ЛИЦЕНЗИЯ ДАЕТ ВАМ ПРАВО:
Использовать программное обеспечение на одном компьютере. Вы должны приобретать
отдельную копию для каждого компьютера. Вы можете сделать одну резервную копию,
не нарушая авторских и других прав. Программное обеспечение защищено законами
США и международными законами об авторских правах. Передавать программное обеспечение
и все права на него другому лицу с копией лицензии и всеми копиями письменных материалов,
поставляемых с программным обеспечением, убедившись, что это лицо принимает условия
Соглашения.
ОГРАНИЧЕНИЯ:
Вы не можете распространять копии
программного обеспечения и пересылать в электронном виде данное программное
обеспечение по сети.»
Источник: инсталлятор
программы.
Выводы: Программное
обеспечение StarBoard
может быть установлено только на один компьютер, подключенный к интерактивной
доске Hitachi.
«The
EDUCATIONAL LICENCE permits the use of the SOFTWARE PRODUCT within a recognised
educational establishment and on a laptop or machine owned by you, your staff
or employees in order that they can carry out their duties, jobs or functions
on CONDITION that no profit is made from the use of the SOFTWARE PRODUCT. The
number of installations of the SOFTWARE PRODUCT is subject to it being either a
SINGLE, SITE, DEMO or MULTI-USER licence. You are required to inform your staff
or employees that they must remove all copies from any machine or laptop they
own as soon as they leave your employ. For clarification, staff and employees
does not include pupils or students, unless with the express permission of the
Head Teacher.»
Источник: инсталлятор
программы.
Выводы:
Программное обеспечение Penboard можно
использовать на всех компьютерах учебного учреждения, личных компьютерах и
ноутбуках сотрудников, с тем, чтобы они могли
вести подготовку уроков с интерактивной доской в любом удобном для себя
месте.
«Разрешенное количество копий: Без
ограничений для владельцев UB-T780. Использование на сервере: Допустимо»
«(1) Вы получаете неэксклюзивные
права на использование Лицензионного программного обеспечения на своем
компьютере или компьютерах без превышения определенного числа компьютеров, на
которых разрешена установка данного Лицензионного программного
обеспечения. Если Вы представляете
организацию, Вы можете использовать лицензионное программное обеспечение в своей
организации в одном месте в пределах разрешенного количества компьютеров.»
Источник: инсталлятор
программы.
Выводы:
Лицензия неоднозначна. Владельцам Panaboard можно порекомендовать внимательно изучить документацию,
прилагаемую к доске, и в случае отсутствия в ней ясных указаний о количестве
возможных установок ПО проконсультироваться у производителя.
«Install and
use the Software at any given time on a maximum of one single-CPU personal
computers owned or used exclusively by your organization. THIS IS NOT A NETWORK
LICENSE. If any computer can be accessed by another computer, you must have a
license for every such computer that can
run the Software.»
Источник: инсталлятор
программы.
Вывод: Лицензия разрешает
использовать ПО на одном компьютере.
eBeam
«Documentation
(including all component parts, the media and printed materials, any upgrades,
and this Agreement), AND the recipient agrees to the terms of this Agreement.
If the Software is an upgrade, any transfer must include all prior versions of
the Software. You may not make or have made, or permit to be made, any copies
of the Software or portions thereof, except as necessary for backup or archive
purposes in support of your use of the Software as permitted hereunder. You may
not copy the Documentation. You may not attempt to alter, disassemble, decrypt
or reverse engineer the Software. You may not lease or rent the Software.»
«REMEDIES AND
TERMINATION: Unauthorized use, copying or disclosure of the Software,
Trademarks or any breach of this Agreement will result in automatic termination
of this license and will make available to Luidia other legal remedies. In the
event of termination, you must destroy all copies of the Software and all of
its component parts.»
Источник: http://www.luidia.com/downloads/user-agreement.html
Вывод:
Программное обеспечение данного
интерактивного комплекта имеет лицензию, которая запрещает создавать копии. ПО может быть установлено только на компьютер,
который будет непосредственно работать с этим интерактивным оборудование.
Smart Board 660 и 680
|
GTCO CalComp
"Interwrite SchoolBoard 1077B" |
Hitachi
StarBoard
|
Panasonic Panaboard
|
Источник:
http://www.hitachi-interactive.ru/products/accessoires.htm
|
|
eBeam Projection
|
|
Triumph Board
|
|
Источник: http://www.smartboard.ru/catalog_s321_cid_r321_1126782682.htm
Наименование
|
Smart technologies SMART Board 680
|
|
Технические характеристики
|
||
Размер
рабочей поверхности, мм
|
1565х1172
|
|
Диагональ
экрана, см
|
195
|
|
Принцип
работы
|
Резистивная
технология
|
|
Разрешение,
px
|
4000х4000
на прикосновение
|
|
Поддержка
разрешений при работе с проекторами, px
|
640х480:1600х1200
|
|
Размеры
в рабочем положении, см
|
165.7х125.7х13
|
|
Поддерживаемые
операционные системы
|
Windows, Mac, Linux
|
|
Напряжение
питания, В/Гц
|
Питание
через USB-кабель 2.0 (поставляется в комплекте)
|
|
Вес,
кг
|
13.6
|
|
Наименование
|
Smart technologies SMART Board 660
|
Технические характеристики
|
|
Размер
рабочей поверхности, мм
|
1320х972
|
Диагональ
экрана, см
|
162
|
Принцип
работы
|
Резистивная
технология
|
Разрешение,
px
|
4000х4000
на прикосновение
|
Поддержка
разрешений при работе с проекторами, px
|
640х480:1600х1200
|
Размеры
в рабочем положении, см
|
139.1х105.7х13
|
Поддерживаемые
операционные системы
|
Windows, Mac, Linux
|
Напряжение
питания, В/Гц
|
Питание
через USB-кабель 2.0 (поставляется в комплекте)
|
Вес,
кг
|
9.9
|
Источник: http://www.spint.ru/SchoolBoard.asp
Технические характеристики Interwrite
SchoolBoard 1077B
|
|
Технология
|
Электромагнетик
|
Разрешение
|
Внутреннее разрешение – 4096 линий на дюйм
Внешнее разрешение
– 1 000 линий на дюйм (39.4 линий на мм)
Общее внешнее разрешение: при диагонали 60 дюймов – 36 000 X 48 000 точек, при диагонали 77.5 дюймов – 46 500 X 62 000 точек. |
Скорость обработки маркера
|
250
дюймов в секунду
|
Скорость работы доски
|
120 000 пар координат в секунду
|
Интерфейсы
|
Все модели: RS-232 и USB
В моделях 1060B и 1077B: Bluetooth (2.4 Ghz) |
Поддерживаемые операционные системы
|
Windows 98, NT, 2000, ME, XP; NT, Mac OS, Linux
|
Гарантия
|
3 года базовая, 5 лет – расширенная для
России
|
Размер рабочей (активной) области
|
Диагональ
60 дюймов (1524 мм) 77.5 дюймов (1965 мм) |
Ширина активной области \ общая
|
1219 / 1372 мм
1570 / 1755 мм |
Высота активной области \ общая
|
914 / 1060мм
1175 /1225 мм |
Вес нетто / брутто
|
11,4 / 16.3 кг
17,7 / 24 кг |
Комплект поставки
|
Доска интерактивная
Комплект
соединительных кабелей (RS 232, USB)
Настенный монтажный комплект Блок питания Электронный маркер (2 шт.) Зарядное устройство для электронных маркеров Программное обеспечение |
Источник: http://schooldesk.ru/product_info.php?cPath=86&products_id=339
Технические характеристики Hitachi StarBoard FX-77
|
|
Размер по диагонали
|
77
дюймов
|
Способы ввода (технология)
|
Инфракрасный и ультразвуковой
|
Частота выборки
|
Приблизительно 66 точек/сек.
|
Точность пера
|
+/- 1.5 мм
|
Полезный размер экрана
|
1573 (Ш) х 1180 (В)
|
Размеры
|
1793 (Ш) х 1700-2050 (В) х 620 (Г) (включая стойку)
|
Вес (без стойки/со стойкой)
|
17 кг , 34 кг
|
Программное обеспечение
|
StarBoard Software, 1 комплект
|
Срок службы батареи
|
Время непрерывной работы примерно 90 часов
|
Совместимая операционная система
|
Windows 98SE, Me, 2000, XP
|
Источник: http://www.delight2000.com
Технические характеристики Sahara Penbord
|
|
Производитель:
|
Sahara
Interactive
|
Диагональ,
дюймы:
|
77
|
Технология:
|
электромагнитная
|
Рабочая
поверхность:
|
светло-серая,
повышающая контрастность; огнеупорный пластик
|
Размер
рабочей поверхности (В х Ш):
|
1160 x 1610 мм
|
Разрешение:
|
1000
линий/дюйм
|
Маркеры:
|
электронный
стилус, цветные с сухим стиранием
|
Стиратели:
|
электронный;
для сухого стирания
|
Экспортируемые
форматы:
|
Windows:
.jpg, .bmp, .png
|
Требования
к ПК:
|
Windows
98, ME, NT 4.0, 2000, XP, Vista, Linux или
OSX
|
Подключение
питания и сигнала:
|
порт
USB (USB-кабель в комплекте), альтернативно 220 В и RS-232 (без адаптера и
кабеля в комплекте)
|
Габаритные
размеры:
|
168 x 123 см
|
Масса:
|
16.3 кг
|
Гарантия:
|
10 лет
|
Источник: http://www.delight2000.com
Технические характеристики Panasonic Elite
Panaboard UB-T780, 77"
|
|
Производитель:
|
Panasonic
|
Диагональ,
дюймы:
|
77
|
Технология:
|
инфракрасная,
ультразвуковая
|
Рабочая
поверхность:
|
металлическая
лента с покрытием из полиэтилентерефталата; обеспечивает изображение высокой
четкости без световых бликов и теней
|
Размер
рабочей поверхности (В х Ш):
|
1160 х 1502 мм
|
Маркеры:
|
электронный
|
Требования
к ПК:
|
WindowsTM
2000 (с Service Pack 4 или более поздними обновлениями), WindowsTM XP,
Windows VistaTM (32.битная редакция); жесткий диск 100 MБ (не включая
пространство для хранения файлов данных); оперативная память WindowsTM 2000:
не менее 128 МБ, WindowsTM XP: не менее 256 MБ, Windows VistaTM: не менее 512
МБ; компьютер IBM PC/AT-совместимый ПК с приводом компакт-диска; ЦП Pentium
II или новее
|
Подключение
питания и сигнала:
|
220 В и
USB (оба кабеля в комплекте)
|
Дополнительные
возможности:
|
USB-интерфейс,
ПО Elite Panaboard Software и Elite Panaboard book на русском языке
|
Габаритные
размеры:
|
134.0 x
175.2 x 8.9 см
|
Масса:
|
27 кг
|
Гарантия:
|
12
месяцев
|
Источник:
http://schooldesk.ru/product_info.php?cPath=123&products_id=666
Технические характеристики PolyVision
Webster TS 610
|
|
Диагональ, дюймы:
|
78
|
Технология:
|
сенсорная
|
Рабочая поверхность:
|
тефлоновая, с легким светоотражающим эффектом, пятноустойчивая.
|
Размер
рабочей поверхности (Ш х В):
|
165 х 109 см
|
Разрешение:
|
8000 х
8000
|
Маркеры:
|
стандартные,
с сухим стиранием: красный, синий, черный, зеленый
|
Стиратели:
|
стандартный,
круглый, диаметр 83 мм
|
Экспортируемые
форматы:
|
Windows:
.jpg, .bmp, .tif, .wmf, .htm Macintosh: jpg, .pct, .bmp, .tif, .MacPaint,
.psd, .png, QuickTime Image, .tga
|
Требования
к ПК:
|
Microsoft
Windows 98, 2000, ME, XP, или Tablet XP, 128 MB RAM, свободный порт USB;
Apple Macintosh: процессор Power PC или Intel, Mac OS 10.2 или выше, 256 MB
RAM (высокое разрешение дисплея может потребовать больше памяти), свободный
порт USB
|
Подключение
питания и сигнала:
|
порт
USB (USB-кабель в комплекте)
|
Габаритные
размеры:
|
170 х
121 х 7,6 см
|
Масса:
|
25 кг
|
Гарантия:
|
24
месяца, при регистрации на сайте www.polyvision.com - 5 лет
|
Источник: http://www.luidia.com/support/documentation.html
Нет данных
Источник: http://www.rus.ru/catalogue/catalogue_rubric/sec/detail.php?ID=36722
Технические
характеристики TRIUMPH BOARD Complete
|
|
Диагональ, дюймов
|
78
|
Соотношение сторон
|
4:3
|
Размер рабочей поверхности, мм
|
1598 х 1175
|
Технология
|
Ультразвуковая
|
Точность позиционирования, мм
|
+/-1.5
|
Габариты, мм
|
1880х1204х50.8
|
Вес, кг
|
26.5
|
Питание
|
от USB; сетевой адаптер (опционально)
|
Совместимость с ОС
|
Windows Me, 2000, XP, Mac OS X10, Linux, Tablet PC
|
Комплектация
|
Доска, CD c ПО, 2 электронных пера, кабель USB 5 м, 3 маркера, 2 активных
USB репитера по 5 м,
крепление на стену
|
Гарантия, мес.
|
24
|