Страницы

четверг, 5 февраля 2015 г.

Повышение эффективности использования современного учебного оборудования



Ушаков А.А.
Это не статья, данный текст был написан как предложение по повышению эффективности использования учебного оборудования, в рамках задания одного из семинаров по информатизации. В данном предложении я попытался отразить свое понимание того, как можно исправить последствия так называемой "вульгарной информатизации", когда оснащение школ отталкивается не от анализа информационной образовательной среды организации, ее целей и задач, а от формальной интерпретации нормативных документов. "Вульгарная информатизация" не предусматривает изучение педагогического опыта, педагогических технологий, перспективных средств обучения, зачастую она косвенно или явно способствует неоднозначным решениям в области оснащения, когда формальные требования нормативных документов воспринимаются как формулировки задач, а предложение коммерческих компаний, как их решение.
Термин "вульгарная информатизация" бы сформулирован мной по опыту изучения и анализа процессов оснащения российских школ начиная с 2010 года. Это время массовых закупок, по программам обеспечения условий реализации ФГОС различных уровней образования. А так же по проекту обучения детей с ограниченными возможностями. Каждый регион поступал по разному, есть просто чудесные по научности и уровню креативности образцы информатизации - иногда целых регионов, иногда отдельных школ.
Но тогда же были замечены определенные, единообразные ошибки, решения, которые повторялись в школах России снова и снова. Если не рассматривать поставщиков, а они продвигают свои комплекты оборудования с разной степени настойчивости, иногда переходящие границу, если не морали, то приемлемой этичности, то остаются как раз примеры уже упоминавшегося выше формализма.
Рассмотрим задачу с математической стороны: цифровые лаборатории - не менее 5  равноценных друг другу моделей, не менее 8 моделей предлагаемых различными поставщиками, интерактивные доски - 4 равноценных моделей, 15 - предлагаемых поставщиками, конструкторы - 3 равноценных, не менее 10 моделей предлагаемых поставщиками, документ-камеры - 3 равноценных вариантах, более 7 вариантов предлагаемых поставщиками и т.д. 
Какова вероятность того, что при свободном выборе, ориентированном на конкретные условия образовательной среды, комплект оборудования состоящий из десятков позиций, каждую из которых может занять как минимум 1 из 3 равноценных вариантов, будет представляться в закупках оборудования в разных регионах России снова и снова? Ответ - эта вероятность очень низкая. Формально это вероятность зависит от количества полностью идентичных школ, а их не так много, как может показаться при первом приближении.
Комплект оборудования может повторяться, если решение принимает один управляющий орган - с целью оптимизации расходов, обеспечения единообразия оснащения, но даже в этом случае обычно осуществляется максимально возможная индивидуализация, попытки разработки нескольких проектов оснащения с учетом принадлежности организации к тому или иному типу в рамках единой системы дифференциации.
Остальные случаи являются прямым указанием на формальный подход, непонимание причинно-следственной связи между инструментами, к которым относятся различные образцы учебного оборудования, методами обучения и управления, которые практикуются в организации, целями и задачами,  которые стоят перед организацией, и конечным результатом.
Для примера  формального подхода можно использовать случаи приобретение для школ, или школами, набора Пертра. В 99% случаев причина покупки объясняется не очень убедительными причинами: рекомендации поставщика набора, требования ФГОС начального образования к обеспечению психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, методические рекомендации регионального или всероссийского уровня...
Вопросы на которые желательно было бы ответить до покупки этого чрезвычайно дорогого набора - 1. Кто из числа педагогических работников школы будет использовать данный набор? 2. По какой методике? 3. В рамках какого вида деятельности? 4. За счет какие средств будет обеспечиваться данная работа? 5. Нет ли более дешевой альтернативы данного набора?

В 90% случаев набор не будет использоваться, т.к. нет подготовленного специалиста, ставки, нет необходимости именно в этом наборе, нет проблем, решение которых может обеспечить данный набор.

Аналогично, лично у меня, есть вопросы к цифровой лаборатории LabDisc, ее покупают в школы только из-за рекомендации "цифровая лаборатория для начальной школы".
Если исключить учителей, которые знают ее возможности и осуществляли ее выбор исходя из своей учебной деятельности, остаются школы приобретавшие оборудование именно из-за этой неоднозначной рекламной фразы.
На практике не имеет значение "предназначено" или "не предназначено" оборудование для начальной школы. Намного важнее его функционал, деятельность, которую можно реализовать  с ее помощью, преимущества перед аналогами, соответствие целям и задачам педагога и школы. Если оборудование не соответствует целям педагога, то он не будет его использовать, какое бы административное давление на него не оказывали.
Да, учитель может не знать, что какое-то оборудование может усилить его методику, сделать ее более совершенной, он может это знать, но не использовать, и-за отсутствия нужных компетенция,  но это то что решается в процессе методического сопровождения новых технологий. Намного хуже, когда оборудование  не соответствует самой структуре и логике информационно-образовательной среды организации, т.е. изначально обречено на неиспользование, и является результатом неэффективного расходования средств.

Причины неэффективного использования учебного оборудования
  • Отсутствие достаточного стимула для внедрения и использования новых информационных технологий.
  •  Отсутствие общедоступной базы убедительных образцов успешной реализации учебной и воспитательной деятельности с использование современного учебного оборудования.
  • Недостаточно активная пропаганда успешного и убедительного опыта внедрения новых технологий и средств обучения.
  • Недостаточная компетентность учителей в области эффективных методик организации учебного процесса с использованием инновационных средств обучения.
  •  Наличие психологического барьера – страх перед новыми технологиями.