понедельник, 27 октября 2014 г.

Перспективны использования инновационных технологий в школах Алтайского края


Система образования Российской федерации за последние 15 лет прошла через целую серию реформ, в результате которых значительно, хотя мы не всегда это осознаем, было изменено нормативное и содержательное обеспечение образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Изменилось не только содержание, но и форма организации учебной деятельности, в школе стали массово использовать цифровые образовательные ресурсы, стала привычной сеть Интернет, на уроках применяются интерактивные доски, системы голосования, цифровые лаборатории. Зачастую освоение новых технических средств обучения отстает от процесса оснащения ими образовательных организаций.
Проблема неиспользования имеющегося учебно-лабораторного оборудования в настоящее время, из-за дефицита подготовленных специалистов, готовых использовать его в своей учебный деятельности, стоит не менее остро, чем нехватка данного оборудования. Может складываться впечатление, что это главная проблема, на которую должны быть направлены все силы, т.к. общая концепция организации учебного процесса уже сформирована, и остается только ее реализовывать, постепенно дооснащяя школы и обеспечивая планомерное повышение квалификации учителей.
Однако, к счастью это не так, педагогическая технология не остановила свое развитие, и за ней следует развитие информационных технологий, которые обеспечивают реализацию новых методов и форм обучения. В современный педагогический язык входят новые понятия, либо уже ранее известные, которые после многих лет постепенного развития приобретают новую силу и актуальность.
Например, новый Федеральный закон об образовании, от декабря 2012 года, впервые дал однозначное, эталонное, определение «электронному обучению». После множества лет споров, электронное обучение четко отделили от «компьютерного обучения» и «дистанционного обучения». Ранее некоторые педагоги использовали использовать их как синонимы.
Итак, электронное обучение это в первую очередь организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных информацией. Определение включает возможность использования в электронном обучении информационных технологий, разнообразных технических средств, компьютерных сетей, но они являются второстепенными элементами. Главный признак – обучение на основе использования информации, организованной в форме баз данных. Наличие в определении таких понятий как «информационно-телекоммуникационные сети», которые обеспечивают «взаимодействие обучающихся и педагогических работников» не является указанием на применение дистанционных технологий обучения. Электронное обучение может быть реализовано и в очной форме, при этом компьютерные сети могут использоваться для обеспечения доступа к базам цифровых образовательных ресурсов, обеспечения сетевого тестирования учащихся, общения в рамках электронной информационно-образовательной среды организации.
Электронное образование не является абстрактной возможностью для средней общеобразовательной школы. Новый закон об образовании четко предписывают необходимость введения в учебный процесс, наравне с печатными учебниками, или с их полным замещением, электронных версий одобренных министерством учебников. Уже с января 2015 года издательства должны представить школам возможность выбора между электронной или печатной версией учебника.
Использование электронных учебников, благодаря наличию в них не только статических текстов и картинок, но и различных мультимедийных и интерактивных элементов, позволит школам реализовать элементы электронного обучения. С такими учебниками удобно работать с помощью компьютерных планшетов. При активном использовании компьютерных планшетов можно сделать шаг к еще одной технологии – «мобильному обучению». Это технология является ориентируется на использование мобильных устройств – компьютерных планшетов, ноутбуков, нетбуков и обеспечении условий обучения, которое проходит независимо от местонахождения, учащегося и ученика. Если весь необходимый учебный материал доступен через устройство весом в 300-600 грамм, если это устройство обеспечивает коммуникацию с другими учащимися и учителем, то становится возможным организовывать обучение вне класса, в том числе в условиях, когда учащийся, и учитель, находят на значительном удалении друг от друга. 
Безусловно мобильные обучение содержит в себе элементы дистанционных технологий, однако, благодаря его особенностям, используемым технологиями, опоре на электронное обучение, это полностью неидентичные понятия. Такая двойственность позволила сформулировать и развить идею «гибридного обучения».
Данный тип обучения сочетает преимущества как очной, так и дистанционной формы обучения, учебные материалы и занятия адаптируются таким образом, чтобы дистанционные и очные занятия дополняли друг друга.  Ученики и учитель используют на очных уроках мобильные технологии, компактные компьютерные устройства, единые базы учебных материалов, коммуникационную среду для общения с учителем и обсуждения заданий друг с другом, и переход к дистанционной форме общения не разрывает общею логику работы класса.
«Гибридное обучение» так же уже не является последним достижением технологии обучения, зарубежная педагогика начинает разрабатывать его логическое развитие – технологию, которая получила наименование «перевернутый класс». Это модель гибридного обучения, при котором предварительное изучение нового материала осуществляется учащимся самостоятельно, дома. Для этого используются не только классические электронные обучающие ресурсы, но и учебное видео, которое объясняет ученику новый материал. Снова и снова, понятным для его возраста языком, с демонстрацией промеров решения задач и образцов выполнения упражнений. В классе, под руководством учителя, осуществляется проверка понимания нового материала, его закрепление, совместная деятельность, в которой учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом. Технология получила свое наименование из-за изменения порядка изучения материала – дома учащиеся изучают теорию, в классе занимаются ее закреплением.  Такая технология более эффективно использует рабочее время учителя, позволяет больше времени уделять общению с учащимся.
В отличии от гибридного обучения технология перевернутого класса может не в полной мере подходить для реалий классно-урочной системы классической средней школы, однако уже сейчас возможно частичное ее использования, как одной из форм организации деятельности в рамках классно-урочной системы.
Мобильное обучение умеет еще одну форму - «BYOD». Это аббревиатура образована из слов Bring Your Own Device, дословный перевод – «Принеси свое собственное устройство». Для данного термина в настоящее время нет устоявшейся русскоязычной аналога, поэтому в ряде источников используется фонетический аналог – БИОД, который не отражает смысла аббревиатуры, но позволяет ввести в русскоязычную литературу новое понятие. Смысл технологии можно выразить такой формулировкой - БИОД это мобильное обучение, основанное на использовании личных устройств детей и преподавателей.
БИОД является решением для школ с ограниченным финансированием, т.к. использование личных устройств учащихся освобождает школы от необходимости покупки дорогостоящих пультов голосования, устройств для чтения электронных книг, электронных переводчиков и словарей, лингафонных кабинетов и т.д. Уже отмечалось, что личные компьютерные планшеты и смартфоны могут использоваться, чтобы учащийся могли работать с дистанционными курсами прямо в классе, на уроке, либо в другом удобном для ученика или учителя месте.
Чтобы подвести итог краткого обзора технологий, которые готовы прийти в наши школы, и которые изменят ее облик еще больше, чем все инновации последних лет вместе взятые, нужно не забыть упомянуть технологию МООК, – массовых открытых онлайн курсов. Это дистанционные курсы, которые разрабатываются таким образом, чтобы обеспечивать обучение большого количества учащихся практически без сопровождения педагога. Значительная часть технологии МООК основывается на использовании в курсе специальным образом подготовленных видеозаписей с лекциями и консультациями лучших специалистов и педагогов, организации в рамках обучения в дистанционном курсе взаимоконсультирования обучающихся. Данные курсы могут использоваться в рамках модели гибридного обучения или концепции перевернутого класса, однако уже сейчас их можно использовать для организации профильного обучения, поддержки внеурочной деятельности, обеспечения сопровождения талантливых учащихся. Во всех тех случаях, когда для решения всех стоящих перед школой задач не хватает сил и времени имеющихся в школе квалифицированных педагогов.

Ресурсы, которые помогут реализовать рассмотренные технологии
№№
Сетевой сервис
Описание
1.
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Позволяет создавать интерактивные задания. Имеет большую коллекцию готовых интерактивных упражнений. Оптимизирован для работы с мобильными устройствами учащихся.
2.
Проект создан для того чтобы можно было оперативно создавать опросы, формы и проводить анкетирования с приемом ответов с любого устройства, оснащенного выходом в интернет - смартфона, планшетного компьютера или нетбука.
Сервис оптимизирован для работы с компьютерными планшетами и смартфонами.
3.
Образовательный портал InternetUrok.ru - это коллекция уроков по основным предметам школьной программы - постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.
На сайте собраны все уроки естественнонаучного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам.
Существует поддержка мобильных устройств учащихся.
4.

(QR-код «Академии Хана» )


(QR-код «Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью видео уроков»)

Русскоязычная версия «Академии Хана». Является образцом ресурса на основе которого реализуется новый подход к организации процесса обучения, являющегося одной из версий мобильного обучения.
Ресурс может быть использован для работы с неуспевающими детьми, т.к. данные видеоуроки могут снова и снова в понятной и наглядной форме объяснять материал до его полного усвоения.
Концепцию своего подхода к обучению автор ресурса излагает в своем выступлении «Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью видео уроков». URL: http://www.youtube.com/watch?v=eUzGACeAosM



Чтобы посмотреть ресурс, скрытый за QR-кодом, нужно установить на смартфон или планшет программу QR Droid (или аналог).
5.
Система «AZBUKA»
Обеспечивает доступ к более чем 90% электронных учебников, которые используются в образовательных учреждений России.
Платформа поддерживает возможности выбора профиля обучения и построения индивидуальной траектории освоения образовательной программы, имеет встроенные средства сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях учащихся.
Поддерживает все основные типы мобильных устройств: ноутбуки, планшеты, смартфоны.
6.
«ЛитРес»
«ЛитРес» - крупный сетевой ресурс специализирующийся на распространении лицензионных электронных книг в России и странах СНГ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий