Страницы

четверг, 22 октября 2015 г.

Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минобрнауки России с целью повышения качества образования при поэтапном переходе на ФГОС


Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минобрнауки России с целью повышения качества образования при поэтапном переходе на ФГОС

На данный момент действует следующая нормативная база:
Нормативный документ
Приказ
1
Профессионального стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г.Москва
2
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)
ПРИКАЗ Минобрнауки от 22 декабря 2009 г. N 788
3
Федеральный государственные образовательные стандарты общего образования
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

ФГОС ОО определяет условия организации и цели обучения, профессиональный стандарт педагога определяет требования к специалисту, который будет реализовывать ФГОС ОО, ФГОС высшего профессионального образования (050100) отвечает за подготовку этого специалиста.
Теоретически это взаимодополняющие друг друга нормативные документы, однако в реальности в них не наблюдается преемственности такого уровня, который мы наблюдаем в нормативных документах ФГОС ОО для начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Создается впечатление, что профессиональный стандарт педагога разрабатывался без учета уже существующих нормативных документов ФГОС ОО, их терминологии, структуры, логики. Что профессиональный стандарт педагога не в полной мере направлен на предъявление требований к эталону специалиста, нацеленного на реализацию именно ФГОС ОО.
Аналогично ФГОС высшего профессионального образования (050100) не в полной мере нацелен на подготовку специалиста, соответствующего именно профессиональному стандарту педагога, утвержденного приказом от 18 октября 2013 г. И, одновременно, он не в полной мере согласуется с логикой и терминологией ФГОС ОО. Доказательство данного высказывания займет требует отдельной работы, однако можно привести следующую цитату – «способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4)». Между тем ФГОС ОО оперирует одним понятием «среды» - «Информационно-образовательная среда». Ни «образовательная среда», ни «информационная среда», а ИОС, в комплексе. ИОС является сквозным понятием всех нормативных документом ФГОС ОО и его неиспользование, или использование других терминов, показывает уровне несогласование нормативных документов и негласность их авторов.

Предложение: провести работу по согласованию терминологии, методологии, структуры, описания конечных результатов, начальных условий во всех трех группах рассмотренных выше нормативных документов. Провести встречу всех трех коллективов разработчиков данных документов, с целью согласования и выработки общей идеологии управления системой образования.

Ушаков А.А.,
предложения сделаны в рамках семинара АКИПКРО.
22.10.2015

пятница, 10 июля 2015 г.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ



 Ушаков А.А. Мобильные технологии обучения в современной школе  // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.443-445. 

Федеральный закон ФЗ № 273-ФЗо "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. значительно расширил возможности использования дистанционных образовательных технологий и цифровых средств обучения  образовательными организациями Российской Федерации. В статье 16 данного закона сформулированы требования к реализации образовательных программ исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и даны определения этих двух ключевых понятий.

К сожалению, несмотря на четкие определения, данные в законе, электронное и дистанционное обучение, возможно в силу сложившихся традиционных представлений, либо из-за частичного сходства формулировок, зачастую продолжают использовать практически как синонимы. И действительно, практика применения часто подтверждает наличие общих черт у учебного процесса организованного в рамках электронного или дистанционного обучения. В обоих случаях обычно применяются цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, учащиеся и преподаватель общаются опосредованно, с помощью технологий дистанционного взаимодействия.

Однако разница есть, и иногда существенная. Дистанционное обучение основано на использовании дистанционных образовательных технологий, это обучение в условиях опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Использование компьютеров, цифровых ресурсов вторично при описании данной формы обучения, просто эти технологии в настоящее время наиболее удобны для реализации дистанционного обучения.

Во многие случаях при организации электронного обучения учащиеся и педагоги так же могут находятся на значительных расстояниях друг от друга, и это создает иллюзию того, что электронное обучение является вариантом дистанционного обучения, основанного на использовании цифровых технологий и средств обучения.

Однако закон об образовании, и опыт инновационных педагогов и образовательных организаций, говорит о другом. Данное в законе определение электронного обучения четко фиксирует важность наличия при его реализации комплекса из используемой в образовательном процессе систематизированный и классифицированной информации и средств ее обработки и доставки -  информационных технологий, оборудования, и коммуникаций. Даже программно-технические средства обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам в данном определении вторичны. Ключевой момент определения - электронное обучение это обучение основанное на использовании структурированной базы цифровых образовательных ресурсов.

Вывод – электронное обучение может быть организовано в очной форме. Занятие может проводиться в классе, и при этом быть частью электронного обучения. Данное понимание меняет многое, например, появляется возможность рассматривать такие технологии и концепции обучения как «перевернутый класс», «гибридное обучение».

четверг, 9 июля 2015 г.

ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ



 Ушаков А.А. Открытая информационная среда государственно-общественного управления образованием // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.446-449.


Перед современной системой образования стоит задача обеспечение условий для реализации информационно-открытой модели государственно-общественного управления системой, которая зафиксирована в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [1].

«Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер», говорится в статье 89 данного закона.

Данная концепция  является результатом развития не только общественных и государственных отношений, гражданского общества, но и информационных технологий, общего экономического и научно-технического прогресса последних лет.

Многие задачи ГОУ невозможно реализовать без поддержки ИКТ, сама постановка этих задач стала результатом наличия эффективных технологий коммуникации, возможности накопления и обработки больших объемов информации. Современные информационные технологии обеспечивают дистанционное взаимодействие государственных и общественных организаций и объединений, координацию их деятельности, оперативную, автоматическую подготовку аналитической информации, т.е. создают информационную среду, без которой невозможно реализовать государственно-общественные формы управления системой образования.

Понятие информационной среды связано с понятием информационной работы, т.е. деятельности по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач в ее полном цикле. Это весь набор условий для технологической переработки и эффективного использования знаний в виде информационного ресурса.

В информационную среду входят рассматриваемые как элементы единой системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла управляемой системы [4].

Таким образом, создавая информационную среду государственно-общественного управления (ГОУ) образованием нужно выделить субъекты, которые она будет обслуживать, и информационные процессы и работы, в которых они задействованы.

Если рассматривать уровень образовательной организации, то субъектами государственно-общественного управления являются такие структуры как управляющий совет, координационный совет, педагогический совет, аттестационная комиссия, совет классных руководителей и т.д. На муниципальном уровне субъектами ГОУ являются муниципальный отдел управления, муниципальные методические объединения, профсоюз, общественные советы, ассоциации и общественные организации и т.д. Полный список субъектов ГОУ, их взаимосвязь, уникален и специфичен для каждого муниципалитета и региона.

Таким образом, чтобы обеспечить эффективное управление конкретной образовательной системой в рамках ГОУ, нужно проанализировать информационные процессы, в которых участвуют ее субъекты. Формализовать и описать их, разработать регламенты информационного и управленческого взаимодействия, создать информационные модели процессов, в которых участвуют рассматриваемые субъекты ГОУ, и ввести в данные процессы информационные инструменты, сервисы, системы автоматизации, которые повысят эффективность обработки информационных потоков, связанных с деятельностью государственно-общественного управления.

Однако информационные технологии не решат все имеющиеся проблемы в управляемой системе, т.к. они не первичны. Первичны процессы, в которые они задействованы [3].

Требуется проанализировать цели, задачи и причины осуществления той или иной управленческой или информационной деятельности. Уже на этапе анализа могут быть выявлены неэффективные или устаревшие регламенты взаимодействия, дублирование операций или выполнение работ, не влияющих на скорость и качество достижения результата, на который нацелена система управления.

четверг, 5 февраля 2015 г.

Повышение эффективности использования современного учебного оборудования



Ушаков А.А.
Это не статья, данный текст был написан как предложение по повышению эффективности использования учебного оборудования, в рамках задания одного из семинаров по информатизации. В данном предложении я попытался отразить свое понимание того, как можно исправить последствия так называемой "вульгарной информатизации", когда оснащение школ отталкивается не от анализа информационной образовательной среды организации, ее целей и задач, а от формальной интерпретации нормативных документов. "Вульгарная информатизация" не предусматривает изучение педагогического опыта, педагогических технологий, перспективных средств обучения, зачастую она косвенно или явно способствует неоднозначным решениям в области оснащения, когда формальные требования нормативных документов воспринимаются как формулировки задач, а предложение коммерческих компаний, как их решение.
Термин "вульгарная информатизация" бы сформулирован мной по опыту изучения и анализа процессов оснащения российских школ начиная с 2010 года. Это время массовых закупок, по программам обеспечения условий реализации ФГОС различных уровней образования. А так же по проекту обучения детей с ограниченными возможностями. Каждый регион поступал по разному, есть просто чудесные по научности и уровню креативности образцы информатизации - иногда целых регионов, иногда отдельных школ.
Но тогда же были замечены определенные, единообразные ошибки, решения, которые повторялись в школах России снова и снова. Если не рассматривать поставщиков, а они продвигают свои комплекты оборудования с разной степени настойчивости, иногда переходящие границу, если не морали, то приемлемой этичности, то остаются как раз примеры уже упоминавшегося выше формализма.
Рассмотрим задачу с математической стороны: цифровые лаборатории - не менее 5  равноценных друг другу моделей, не менее 8 моделей предлагаемых различными поставщиками, интерактивные доски - 4 равноценных моделей, 15 - предлагаемых поставщиками, конструкторы - 3 равноценных, не менее 10 моделей предлагаемых поставщиками, документ-камеры - 3 равноценных вариантах, более 7 вариантов предлагаемых поставщиками и т.д. 
Какова вероятность того, что при свободном выборе, ориентированном на конкретные условия образовательной среды, комплект оборудования состоящий из десятков позиций, каждую из которых может занять как минимум 1 из 3 равноценных вариантов, будет представляться в закупках оборудования в разных регионах России снова и снова? Ответ - эта вероятность очень низкая. Формально это вероятность зависит от количества полностью идентичных школ, а их не так много, как может показаться при первом приближении.
Комплект оборудования может повторяться, если решение принимает один управляющий орган - с целью оптимизации расходов, обеспечения единообразия оснащения, но даже в этом случае обычно осуществляется максимально возможная индивидуализация, попытки разработки нескольких проектов оснащения с учетом принадлежности организации к тому или иному типу в рамках единой системы дифференциации.
Остальные случаи являются прямым указанием на формальный подход, непонимание причинно-следственной связи между инструментами, к которым относятся различные образцы учебного оборудования, методами обучения и управления, которые практикуются в организации, целями и задачами,  которые стоят перед организацией, и конечным результатом.
Для примера  формального подхода можно использовать случаи приобретение для школ, или школами, набора Пертра. В 99% случаев причина покупки объясняется не очень убедительными причинами: рекомендации поставщика набора, требования ФГОС начального образования к обеспечению психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, методические рекомендации регионального или всероссийского уровня...
Вопросы на которые желательно было бы ответить до покупки этого чрезвычайно дорогого набора - 1. Кто из числа педагогических работников школы будет использовать данный набор? 2. По какой методике? 3. В рамках какого вида деятельности? 4. За счет какие средств будет обеспечиваться данная работа? 5. Нет ли более дешевой альтернативы данного набора?

В 90% случаев набор не будет использоваться, т.к. нет подготовленного специалиста, ставки, нет необходимости именно в этом наборе, нет проблем, решение которых может обеспечить данный набор.

Аналогично, лично у меня, есть вопросы к цифровой лаборатории LabDisc, ее покупают в школы только из-за рекомендации "цифровая лаборатория для начальной школы".
Если исключить учителей, которые знают ее возможности и осуществляли ее выбор исходя из своей учебной деятельности, остаются школы приобретавшие оборудование именно из-за этой неоднозначной рекламной фразы.
На практике не имеет значение "предназначено" или "не предназначено" оборудование для начальной школы. Намного важнее его функционал, деятельность, которую можно реализовать  с ее помощью, преимущества перед аналогами, соответствие целям и задачам педагога и школы. Если оборудование не соответствует целям педагога, то он не будет его использовать, какое бы административное давление на него не оказывали.
Да, учитель может не знать, что какое-то оборудование может усилить его методику, сделать ее более совершенной, он может это знать, но не использовать, и-за отсутствия нужных компетенция,  но это то что решается в процессе методического сопровождения новых технологий. Намного хуже, когда оборудование  не соответствует самой структуре и логике информационно-образовательной среды организации, т.е. изначально обречено на неиспользование, и является результатом неэффективного расходования средств.

Причины неэффективного использования учебного оборудования
  • Отсутствие достаточного стимула для внедрения и использования новых информационных технологий.
  •  Отсутствие общедоступной базы убедительных образцов успешной реализации учебной и воспитательной деятельности с использование современного учебного оборудования.
  • Недостаточно активная пропаганда успешного и убедительного опыта внедрения новых технологий и средств обучения.
  • Недостаточная компетентность учителей в области эффективных методик организации учебного процесса с использованием инновационных средств обучения.
  •  Наличие психологического барьера – страх перед новыми технологиями.