Страницы

пятница, 10 июля 2015 г.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ



 Ушаков А.А. Мобильные технологии обучения в современной школе  // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.443-445. 

Федеральный закон ФЗ № 273-ФЗо "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. значительно расширил возможности использования дистанционных образовательных технологий и цифровых средств обучения  образовательными организациями Российской Федерации. В статье 16 данного закона сформулированы требования к реализации образовательных программ исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и даны определения этих двух ключевых понятий.

К сожалению, несмотря на четкие определения, данные в законе, электронное и дистанционное обучение, возможно в силу сложившихся традиционных представлений, либо из-за частичного сходства формулировок, зачастую продолжают использовать практически как синонимы. И действительно, практика применения часто подтверждает наличие общих черт у учебного процесса организованного в рамках электронного или дистанционного обучения. В обоих случаях обычно применяются цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, учащиеся и преподаватель общаются опосредованно, с помощью технологий дистанционного взаимодействия.

Однако разница есть, и иногда существенная. Дистанционное обучение основано на использовании дистанционных образовательных технологий, это обучение в условиях опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Использование компьютеров, цифровых ресурсов вторично при описании данной формы обучения, просто эти технологии в настоящее время наиболее удобны для реализации дистанционного обучения.

Во многие случаях при организации электронного обучения учащиеся и педагоги так же могут находятся на значительных расстояниях друг от друга, и это создает иллюзию того, что электронное обучение является вариантом дистанционного обучения, основанного на использовании цифровых технологий и средств обучения.

Однако закон об образовании, и опыт инновационных педагогов и образовательных организаций, говорит о другом. Данное в законе определение электронного обучения четко фиксирует важность наличия при его реализации комплекса из используемой в образовательном процессе систематизированный и классифицированной информации и средств ее обработки и доставки -  информационных технологий, оборудования, и коммуникаций. Даже программно-технические средства обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам в данном определении вторичны. Ключевой момент определения - электронное обучение это обучение основанное на использовании структурированной базы цифровых образовательных ресурсов.

Вывод – электронное обучение может быть организовано в очной форме. Занятие может проводиться в классе, и при этом быть частью электронного обучения. Данное понимание меняет многое, например, появляется возможность рассматривать такие технологии и концепции обучения как «перевернутый класс», «гибридное обучение».



«Перевернутый класс» - технология обучения, основанная на использовании сетевых сервисов и средств ИКТ, и которая предполагает самостоятельное изучение учащимися теории дома, и закрепление материала, выполнение практических работ, под руководством учителя в классе. «Гибридное обучение» - учебный процесс, основанный на сочетании дистанционных и очных занятий.

Данные технологии могут быть использованы на занятиях в традиционной школе, либо, при полном раскрытии потенциала, полностью меняют школу, приводя к отказу от традиционной классно-урочной системы, как это происходит в организациях реализующих принципы  Академии Хана.

Методические принципы и информационные технологии, лежащие в основе «перевернутого класса» и «гибридного обучения» так же используются и в МООК – массовых открытых онлайн курсах. Очень сложно установить, какая из технологий первична – МООК или тот же «перевернутый класс», т.к. они основаны на одних и тех же элементах – специально подготовленных видеолекциях, социальных сервисах, мобильных технологиях.

Технология m-learning (мобильное обучение) тесно связана с электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями, ожидается, что в ближайшем будущем мобильное обучение станет неотъемлемым элементом большинства образовательных технологий. M-learning - Mobile Learning – «Мобильное обучение», обучение, реализуемое с помощью мобильных устройств.

Мобильные устройства – смартфоны, коммуникаторы, компьютерные планшеты постепенно стали массовыми. По статистике их количество уже превышает количество персональных компьютеров. Между тем, если проанализировать функциональные возможности смартфона средней ценовой категории, то обнаруживается, что он по многим параметрам соответствует персональным компьютерам, которые производились всего несколько лет назад. Фактически смартфон – это полноценный персональный компьютер, который есть в кармане каждого второго человека.

Использование мобильных технологий позволяет реализовать различные механизмы поддержки электронного обучения, в частности позволяет:

•   Обеспечивать опосредованную, географически распределенную коммуникацию для осуществления совместной деятельности без привязки к местоположению участников образовательного процесса.
•   Использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов.

Главное достоинство мобильных технологий в том, что они не привязаны к конкретным рабочим местам. Смартфон и компьютерный планшет дают возможность подключиться к информационной среде практически в любом произвольном месте, что позволяет использовать их в местах, ранее неподготовленных к работе с ИКТ.

Одним из вариантов мобильного обучения является концепция  «BYOD» - Bring Your Own Device, дословный перевод – «Принеси свое собственное устройство». Смысл технологии можно выразить такой формулировкой – в образовании BYOD это мобильное обучение, основанное на использовании личных устройств детей и преподавателей.

Концепция BYOD предполагает, что учащимся, учителям и гостям школы разрешается приносить собственные мобильные устройства и подключаться с их помощью к школьной компьютерной сети. Можно говорить о том, что BYOD предполагает формирование информационно-образовательной среды организации, ориентированной на работу с личными мобильными устройствами пользователей.

BYOD является решением для школ с ограниченным финансированием, т.к. использование личных устройств учащихся освобождает школы от необходимости покупки дорогостоящих пультов голосования, устройств для чтения электронных книг, электронных переводчиков и словарей, лингафонных кабинетов и т.д. Личные компьютерные планшеты и смартфоны могут использоваться для того чтобы учащийся могли работать с дистанционными курсами на очных занятиях, на уроках в классе, либо в другом удобном для ученика или учителя месте. Таким образом появляется возможность создания универсальных информационных образовательных ресурсов, которые могут использоваться для организации гибридного обучения, в котором нет технологического разрыва в организации очных и заочных занятий.


Литература
1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью видео уроков. URL: http://www.youtube.com/watch?v=eUzGACeAosM
3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. URL: http://мрсо.рф/info/materialy-soveshhanij

Комментариев нет:

Отправить комментарий