четверг, 5 февраля 2015 г.

Повышение эффективности использования современного учебного оборудования



Ушаков А.А.
Это не статья, данный текст был написан как предложение по повышению эффективности использования учебного оборудования, в рамках задания одного из семинаров по информатизации. В данном предложении я попытался отразить свое понимание того, как можно исправить последствия так называемой "вульгарной информатизации", когда оснащение школ отталкивается не от анализа информационной образовательной среды организации, ее целей и задач, а от формальной интерпретации нормативных документов. "Вульгарная информатизация" не предусматривает изучение педагогического опыта, педагогических технологий, перспективных средств обучения, зачастую она косвенно или явно способствует неоднозначным решениям в области оснащения, когда формальные требования нормативных документов воспринимаются как формулировки задач, а предложение коммерческих компаний, как их решение.
Термин "вульгарная информатизация" бы сформулирован мной по опыту изучения и анализа процессов оснащения российских школ начиная с 2010 года. Это время массовых закупок, по программам обеспечения условий реализации ФГОС различных уровней образования. А так же по проекту обучения детей с ограниченными возможностями. Каждый регион поступал по разному, есть просто чудесные по научности и уровню креативности образцы информатизации - иногда целых регионов, иногда отдельных школ.
Но тогда же были замечены определенные, единообразные ошибки, решения, которые повторялись в школах России снова и снова. Если не рассматривать поставщиков, а они продвигают свои комплекты оборудования с разной степени настойчивости, иногда переходящие границу, если не морали, то приемлемой этичности, то остаются как раз примеры уже упоминавшегося выше формализма.
Рассмотрим задачу с математической стороны: цифровые лаборатории - не менее 5  равноценных друг другу моделей, не менее 8 моделей предлагаемых различными поставщиками, интерактивные доски - 4 равноценных моделей, 15 - предлагаемых поставщиками, конструкторы - 3 равноценных, не менее 10 моделей предлагаемых поставщиками, документ-камеры - 3 равноценных вариантах, более 7 вариантов предлагаемых поставщиками и т.д. 
Какова вероятность того, что при свободном выборе, ориентированном на конкретные условия образовательной среды, комплект оборудования состоящий из десятков позиций, каждую из которых может занять как минимум 1 из 3 равноценных вариантов, будет представляться в закупках оборудования в разных регионах России снова и снова? Ответ - эта вероятность очень низкая. Формально это вероятность зависит от количества полностью идентичных школ, а их не так много, как может показаться при первом приближении.
Комплект оборудования может повторяться, если решение принимает один управляющий орган - с целью оптимизации расходов, обеспечения единообразия оснащения, но даже в этом случае обычно осуществляется максимально возможная индивидуализация, попытки разработки нескольких проектов оснащения с учетом принадлежности организации к тому или иному типу в рамках единой системы дифференциации.
Остальные случаи являются прямым указанием на формальный подход, непонимание причинно-следственной связи между инструментами, к которым относятся различные образцы учебного оборудования, методами обучения и управления, которые практикуются в организации, целями и задачами,  которые стоят перед организацией, и конечным результатом.
Для примера  формального подхода можно использовать случаи приобретение для школ, или школами, набора Пертра. В 99% случаев причина покупки объясняется не очень убедительными причинами: рекомендации поставщика набора, требования ФГОС начального образования к обеспечению психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, методические рекомендации регионального или всероссийского уровня...
Вопросы на которые желательно было бы ответить до покупки этого чрезвычайно дорогого набора - 1. Кто из числа педагогических работников школы будет использовать данный набор? 2. По какой методике? 3. В рамках какого вида деятельности? 4. За счет какие средств будет обеспечиваться данная работа? 5. Нет ли более дешевой альтернативы данного набора?

В 90% случаев набор не будет использоваться, т.к. нет подготовленного специалиста, ставки, нет необходимости именно в этом наборе, нет проблем, решение которых может обеспечить данный набор.

Аналогично, лично у меня, есть вопросы к цифровой лаборатории LabDisc, ее покупают в школы только из-за рекомендации "цифровая лаборатория для начальной школы".
Если исключить учителей, которые знают ее возможности и осуществляли ее выбор исходя из своей учебной деятельности, остаются школы приобретавшие оборудование именно из-за этой неоднозначной рекламной фразы.
На практике не имеет значение "предназначено" или "не предназначено" оборудование для начальной школы. Намного важнее его функционал, деятельность, которую можно реализовать  с ее помощью, преимущества перед аналогами, соответствие целям и задачам педагога и школы. Если оборудование не соответствует целям педагога, то он не будет его использовать, какое бы административное давление на него не оказывали.
Да, учитель может не знать, что какое-то оборудование может усилить его методику, сделать ее более совершенной, он может это знать, но не использовать, и-за отсутствия нужных компетенция,  но это то что решается в процессе методического сопровождения новых технологий. Намного хуже, когда оборудование  не соответствует самой структуре и логике информационно-образовательной среды организации, т.е. изначально обречено на неиспользование, и является результатом неэффективного расходования средств.

Причины неэффективного использования учебного оборудования
  • Отсутствие достаточного стимула для внедрения и использования новых информационных технологий.
  •  Отсутствие общедоступной базы убедительных образцов успешной реализации учебной и воспитательной деятельности с использование современного учебного оборудования.
  • Недостаточно активная пропаганда успешного и убедительного опыта внедрения новых технологий и средств обучения.
  • Недостаточная компетентность учителей в области эффективных методик организации учебного процесса с использованием инновационных средств обучения.
  •  Наличие психологического барьера – страх перед новыми технологиями.
  • Отсутствие эффективной среды для общения и обмена инновационным опытом между педагогами. Разобщенность ИКТ-компетентных учителей, недостаточное использование их потенциала для повышения квалификации учителей края.
  • Несоответствие характеристик имеющегося в каждом конкретной образовательной организации учебного оборудования целям и задачам этой организации и методики преподавания ее учителей (Ошибки оснащения образовательных учреждений, отсутствие учета индивидуальных особенностей организаций, и учителей, которым поручается внедрение нового учебного оборудования).
  • Недостаточно широкий кругозор специалистов по ИКТ и учителей общеобразовательных организаций в области всего спектра доступного в настоящее время учебного оборудование. Незнание альтернатив, аналогов в каждом классе учебного оборудования, области применения каждого варианта реализации технологии,  неумение анализировать достоинства и недостатки образцов оборудования от разных производителей решающих одинаковые задачи. Неумение подбирать оборудование под деятельность, направленную  на достижение заданных целей (Выбирать средства для достижения заданных целей).


Способы решения проблем
  • Конкурсы.  Стимулирование и поощрение инновационной деятельности учителей. Поиск образцов передового опыта.  Пример – краевой конкурс ИКТО, подноминация «Урок с использованием современного учебного оборудования).  Предложение: ввести в конкурс «Учитель года» критерий к оценке лучшего учителя – активно использует современное учебное оборудование (оборудование реализующее ФГОС). Оказать поддержку краевым проектам осуществляющих пропаганду и поддержку внедрения новых форм учебной деятельности с использованием цифрового оборудования: Краевая олимпиада по робототехнике, Летний лагерь робототехники, олимпиада по использованию цифровых лабораторий «Современный исследователь».
  • Конференции и семинары.  Специализированная секция по использованию учебного оборудования на всех тематических  краевых конференциях и семинарах позволит охватить достаточно широкий круг специалистов имеющих практический опыт использования ИКТ, обеспечить его распространение в среде специалистов. Однако, как показывает практика, наибольшим эффектом обладают мастер-классы по использованию ИКТ, которые проводят практики, принадлежащие той же среде что и участники мастер-класса. Предложение: увеличить количество мастер-классов, которые проводятся в рамках конференций и семинаров. (Нужно четко разделить мастер-классы специалистов по презентации своего практического опыта и рекламных мастер-классов от поставщиков оборудования, последние должны демонстрироваться либо только специалистам и экспертам, либо уравновешиваться мастер-классами от альтернативных поставщиков. Нельзя допускать, чтобы субъективный взгляд поставщика подавался как методические рекомендации).
  •  Аттестация. Сделать использование современного учебного оборудования обязательным критерием для высшей квалификационной категории педагога.
  • Курсы повышения квалификации. Ввести в заочную часть всех курсов обязательные задания, выполнение которых возможно только через использование имеющихся в образовательных организациях образцов учебного оборудования (разработать урок с использованием современного учебного оборудования, сделать анализ функциональных возможностей, подготовить видеозапись занятия с использованием учебного оборудования и т.д.).
  • Стажерские практики. Сделать акцент на обязательную демонстрацию на стажерских практиках имеющегося опыта реализации ФГОС через использование современного учебного оборудования.
  • Реестр учебного оборудования. С целью доведения до учителей образовательных организаций, районных и краевых специалистов, сотрудников института и Главного управления информации об имеющемся в каждой организации фонда учебного оборудования, доступности его учителям организации, обязать организации публиковать в специальном разделе своего официального сайта реестр имеющегося учебного оборудования. (Проблема: значительное количество учителей не владеют информацией о технике, которая имеется в их организации, ее наименовании, количестве и функционале. Наличие доступного, и достоверного, реестра учебного оборудования будет полезна и при подготовке стажерских практик, семинаров и конференций на базе данной организаций).
  • Окружные межшкольные центры методической поддержки ИКТ. Ввести в положение центров обязанность разработать и реализовывать план деятельности направленной на вовлечение курируемых организаций в деятельность по поддержке использования современного учебного оборудования, стимулированию его использования, сбору и обобщению инновационного опыта образовательных организаций своего округа, презентацию его на краевом уровне.
  • Концентрация инновационного опыта и методической поддержки. Организовать сбор, презентацию, обсуждение опыта использования современных образовательных технологий средств обучения, консультацию учителей через единый, краевой, портал методической и технической поддержки (support.akipkro.ru). Использовать портал для реализации данных задач в рамках деятельности межшкольных центров.
  •  Банк видеозаписей уроков с использованием современного учебного оборудования. Обеспечить на портале методической и технической поддержки ИКТ (support.akipkro.ru) доступ к коллекции видеозаписей мероприятий с использованием современного учебного оборудования. Обеспечить пополнение коллекции - за счет видеозаписей сделанных сотрудниками института в рамках курируемых мероприятий, либо подготовленных самостоятельно сотрудниками образовательных учреждений.

·         Предлагаемая схема выбора учебного оборудования для поставки в школы
  1. Выставки. Обязательное изучение каждого стенда, каждого образца максимальным количеством специалистами разных уровней образования. Организация анализа функциональных возможностей оборудования на основе единых методических рекомендаций.
  2.  Составление реестра перспективных образцов оборудования.
  3. Договор с поставщиками на получение образцов оборудования для экспериментальной апробации в базовых школах института, при необходимости закупка образцов оборудования.
  4. Не менее чем полугодовая, желательно годовая, апробация оборудования в реальном учебном процессе базовой школы. Организация методически чистого эксперимента, с одновременным испытанием нескольких альтернативных образцов оборудования различных производителей и поставщиков. В процессе апробации привлекать к деятельности и контролю специалистов сторонних организаций, с целью максимально всесторонней оценки оборудования.
  5. Сбор экспертных заключений. Требование – эксперт должен продемонстрировать владение технологией, на которую он делает экспертное заключение, и не менее одной альтернативной. Экспертное заключение должно строиться на сравнении не менее двух образцов лично знакомых эксперту технологий или оборудования, анализе степени их соответствия решаемым задачам и целям.
  6. Публичная презентация результатов экспертизы. С обязательным присутствием экспертов изучавших альтернативное оборудование. Публичное голосование в пользу того или иного комплекта оборудования. Оценивается не абстрактное «хорошее оборудование», «плохое оборудование», а степень соответствия поставленной задаче. Допустимо, чтобы в процессе экспертизы, на основе полученной экспертами информации о возможностях рассматриваемых технологий, происходило уточнение или изменение первоначальных требований к оборудованию.
  7. Осуществлять поставки оборудования получившего положительные заключения в результате публичной защиты результатов экспертизы.
  8. Желательно отойти от единообразной поставки во все учреждения края одинаковых комплектов оборудования. Обеспечить возможность выбора из нескольких альтернатив с целью лучшего соответствия оборудования индивидуальным особенностям, задачам и целям, условиям каждой организации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий