четверг, 3 июля 2014 г.

Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием



Ушаков А.А. Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с.335-339.

Развитие государственно-общественного управления образованием (ГОУО), создание условий для информационной открытости образовательных организаций, и всей системы управления образованием в целом, является одним из приоритетных направлений модернизации образования в последние годы.
В федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011 - 2015 годы [2] распространение моделей государственно-общественного управления образованием заявляется как одна из основных задач, в том числе в таких вопросах, как создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
Многие положения государственно-общественного управления образованием сформулированы в статье 89 «Управление системой образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]:
- Первый пункт данной статьи четко определяет акценты – «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
- Второй пункт не менее важен, он описывает модель управление системой образования, которая, в том числе, должна включать в себя:
· Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
·        проведение мониторинга в системе образования;
· информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
· независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
·      подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
В 2014 году Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (КГБОУ АКИПКРО), в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки (ФСП), организовал всероссийские дистанционные курсы повышения квалификации в области применения ИКТ в государственного-общественном управлении образованием. Существует множество информационных технологий, которые могут использоваться в ГОУО: информационные сервисы, информационно-консультационные системы, автоматические системы управления, различные коммуникационные технологии… Однако в рамках учебной программы данных курсов требовалось продемонстрировать решение наибольшего количество перечисленных выше проблем и задач ГОУО наименьшим количеством ИКТ-инструментов и сервисом.  Т.е. предложить для решения задачи оптимальный набор инструментов.
В рамках курсов в качестве такого набора были представлены три системы:
1.      АИС Сетевой Город. Образование – как система для комплексного решения задач в области государственного управления образованием.
2.      Moodle – как универсальная платформа обеспечивающая решения задач в области государственно-общественного управления образованием.
3.      Платформа Blogspot от компании Google – сервис создания блогов, как платформа которая может быть использована в области общественного управления образованием, в деятельности общественных организаций или общественных деятелей.
Каждая из выбранных технологий не может решить весь комплекс проблем ГОУО полностью, однако, при комплексном подходе, грамотном построении информационной среды, не только образовательной организации, но и более высокого, муниципального, регионального уровня,  взаимодополнении,  они могут стать основой комплексной системы информатизации системы образования.
Порядок в списке показывает приоритет систем -  АИС Сетевой Город. Образование безусловно должна рассматриваться в первую очередь, т.к. это специализированная система, способная объединить в едином информационном пространстве все образовательные учреждения и учреждения управления образованием отдельно взятой административной единицы. В значительной мере это система автоматизации учебного и административного процесса конкретного общеобразовательной организации, она обеспечивает электронный документооборот, автоматизацию отчётности, значительно при этом снижая затраты на бюрократический компонент деятельности организации. Реализуя модуль электронного журнала АИС Сетевой Город. Образование в том числе решает важную задачу, отраженную в виде показателя в программе ФЦПРО – информирование родителей об успеваемости детей.
Не весь функционал АИС Сетевой Город. Образование очевиден, например многие организации, внедряющие данную систему, как систему автоматизации управления организацией, не рассматривают ее как платформу для реализации дистанционного обучения детей, важной задачи, которая сформулирована в нескольких государственных программах развития образования. Между тем  АИС Сетевой Город. Образование обладает целым рядом модулей, которые обеспечивают возможность организации как минимум внутришкольной модели дистанционного обучения детей [3].
И, наконец, АИС Сетевой Город. Образование обеспечивает задачу снижения затрат на управление образованием на муниципальном уровне, в первую очередь за счет возможности использования автоматических отчетов, которые способны предоставить органам управления образованием всю стандартную аналитическую и статистическую информацию обо всех подконтрольных образовательных организациях не просто в оперативном режиме, а в реальном времени.
В случае необходимости система может быть дополнена модулем «Е-услуги. Образование», который реализует такие услуги, как предоставление информации об организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования, приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в детские сады и т.д.
Подводя краткий итог роли АИС Сетевой Город. Образование в управлении системой образования нужно подчеркнуть, что это система обеспечивающая взаимодействие именно участников образовательных отношений [1] - педагогических работников, учащихся, родителей и специалистов органов управления образованием в рамках договорных отношений, в четких нормативных и правовых границах, т.е. это система действующая в сфере государственных услуг и отношений.
Понятию «общественности», в контексте государственно-общественного управления образованием, в новом законе об образовании в большей степени соответствует понятие «участники отношений в сфере образования» - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Для реализации всех видов взаимодействия «участников отношений в сфере образования» может потребоваться дополнить АИС Сетевой Город. Образование дополнительными информационными системами. И мы предлагаем обратить внимание на совместимую с АИС Сетевой город систему Moodle. Это система позиционируется как система управления дистанционными курсами, однако, если рассматривать систему с точки зрения ее функционала, то выясняется, что понятие «курс» в Moodle понимается очень широко.
С помощью Moodle можно не только оперативно решить проблему необходимости повышения квалификации определенной группы педагогов, или управленцев, организовать дистанционное обучение учащихся, но и реализовать такие проекты как: сетевая библиотека, сетевое профессиональное сообщество, общественную приемную, систему анкетирования или опроса, сетевую олимпиаду или конкурс и т.д.
Благодаря гибкости Moodle можно оперативно реализовать практически любой информационный сервис, потребность в котором может возникнуть в процессе государственно-общественного управления. В качестве платформы, мы предлагаем использовать федеральный ресурс http://www.smartlearn.ru, на котором любая образовательная организация РФ может бесплатно получить свой собственный, полностью настроенный экземпляр Moodle.
И наконец, последний, рассматриваемый на наших курсах, и рекомендуемый нами для использования в области общественных отношений в сфере образования информационный ресурс - Blogspot от компании Google, сервис для создания блогов. Блог это Интернет-дневник, который может завести любой человек, работающий с компьютерной сетью. Данная технология постоянно развивается, поэтому сейчас блог можно воспринимать как веб-сайт, основным контентом которого являются регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Сервис насчитан на пользователей с базовыми навыками в области ИКТ, поэтому практически любой учитель, директор, общественный деятель может быстро создать, и оперативно, без больших трудозатрат, поддерживать, собственный сетевой ресурс, на котором он будет регулярно публиковать материалы характеризующие его деятельность, информацию о его ежедневной работе.
Блог предполагает наличие обратной связи, читатели записей блога могут оставлять к ним комментарии, делать им оценку, публиковать их на своих собственных блогах или сайтах. Т.е. блог реализует функцию общественного взаимодействия для некого лица, и ориентированного на него, его работу, сообщества.
Блог директора может выполнять роль его общественной приемной, оперативное общение с представителями общественности поднимает его социальный статус, позволяет превентивно гасить конфликты в педагогическом коллективе, обеспечивает связь с родителями, помогает найти общественных партнеров для  своей организации. Блог классного руководителя позволяет обеспечить взаимодействие с родителями, детьми. Также можно создать блог общественного или профессионального объединения и т.д.
Таким образом, три информационные системы, рассматриваемые на всероссийских дистанционных курсах повышения квалификации АКИПКРО действительно помогают сделать государственное-общественное управление образованием более эффективными и открытым. Технология обучения на данных курсах изложена в ряде статей [4], частично использует элементы МООК, и направлены на получение в первую очередь практических навыков работы с системами, достаточных для дальнейшего их самостоятельного использования, и понимание их назначения и взаимосвязи в контексте решаемых задач.

Литература
1.      Федеральной закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2.      Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61"О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы". Режим доступа: http://base.garant.ru/55170694/
3.   Ушаков А.А. АИС «Сетевой город. Образование» как инструмент дистанционного обучения школьников. // Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование М Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2013 г.: сборник материалов (УДК 37.013 ISBN 978-5-91899079-7)
4.      Ушаков А.А. Опыт организации дистанционных курсов по созданию системы управления качеством образования на основе АИС «Сетевой город. Образование». // Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование. Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2013 г.: сборник материалов (УДК 37.013 ISBN 978-5-91899079-7)

Комментариев нет:

Отправить комментарий