среда, 30 июня 2010 г.

Условия успешности создания информационного пространства





Условия успешности создания информационного пространства. Ушаков А.А. // Вопросы информатизации образования. №16, 1 сентября 2010 года. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции "Инфо-Стратегия 2010". 28-30 июня 2010 г., с.61-66, http://www.infostrategy.ru 

Учитель, гуляя по городу, встречает родителя своего ученика. Завязывается вполне обычная для такой ситуации беседа.
- Как учится мой сын? Будет ли у него в этой четверти пять по математике?
- Ваня учится намного лучше! Молодец! Но для пятерки ему еще нужно много работать.
- Как? Мы так старались! Ведь он выполнил все домашние работы.
- Но за контрольную работу он получил четыре. И в самостоятельных работах он все еще совершает нелепые ошибки. Давайте посмотрим…
Учитель достает из кармана коммуникатор или смартфон, подключается к школьному серверу, и через минуту показывает родителю оценки ребенка за последний месяц.
- Вы знаете про его тройку, которую он получил 20 апреля? Нет? Почему? Оценки в электронный журнал выставляются в конце каждой недели. У вас нет пароля? Давайте я сейчас вам его выдам.
- Кстати, посмотрите на график с динамикой его среднего балла! В этой четверти ваш ребенок стал учиться на полбалла лучше, чем в предыдущей.
Возможна ли такая ситуация? Осторожный ответ таков – в настоящее время нет ничего, что мешало бы ей осуществиться. Существует несколько программных продуктов, информационных сервисов, которые решают задачу создания информационного пространства учебного учреждения.
В Гимназии №42 для этих целей используют информационную систему NetSchool. Одной из ее особенностей является web-интерфейс, который позволяет работать с системой с помощью любого электронного устройства, способного корректно отображать страницы в формате HTML. Перечислять устройства совместимые с NetSchool не имеет смысла, т.к. речь идет даже не о моделях или фирмах-производителях, а о целых классах устройств. Учитель мог показывать результаты успеваемости ребенка на экране iPhonе, коммуникатора на базе Windows Mobile, Android, смартфона на основе simbian, нетбука с операционной системой Windows или Linux, игровой приставки Sony PSP, на экране обычного телефона…
Важен не тип устройства, а то насколько правильно оно отображает HTML-документы. И в этом отношении последние два года наблюдается значительный прогресс, в настоящее время можно уверенно говорить, что любое из перечисленных устройств будет работать с NetSchool без каких либо специальных настроек. И только в случае возникновения проблем следует использовать надежный рецепт – установить на устройство браузер Opera.
Остается проблема подключения к серверу, однако и она в последнее время не является проблемой, т.к. все  упомянутые устройства обладают модулем беспроводной связи.
Возникает главный вопрос  - если все проблемы решены, если все так просто, почему мы так редко можем увидеть учителя, который, беседуя с родителем, использует в качестве аргументов доводы и факты, которые может предоставить компьютер?
Конечно же, ответ можно искать в недостатках информационных технологий – в их несовершенстве. Ждать когда они станут еще лучше, проще, удобнее. Это разумный подход. Желательно при этом занимать  активную позицию. Участвовать в их усовершенствовании, апробации. Проводить анализ конкурирующих продуктов.
Однако, как показывает опыт, в первую очередь стоит обратить внимание на сам процесс, который должны «улучшить» эти технологии. Нельзя надеяться, что технологии решит все имеющиеся проблемы, т.к. они не первичны. Первичны процессы в которые они задействованы.
Не сотовая связь создала потребность в общении, а желание людей общаться создало сотовую связь. Она прошла длинный путь от глиняных табличек, через костры, семафоры, азбуку Морзе, телетайпы, первые примитивные телефоны.
Как это применимо к школе? Родитель не знал пароль к электронному дневнику своего ребенка. В то время как NetSchool позволяет видеть не только оценки, но и темы, за которые они были получены, домашние задания. Позволяет следить за динамикой успеваемости ребенка, отслеживать его успеваемость относительно успеваемости других учащихся класса, наглядно видеть предметы, которые  вызывают у ребенка затруднения.
Почему же родитель не захотел воспользоваться этими и другими замечательными функциями уже налаженной и успешно функционирующей информационной системы?  Потому что существует проблема - если выдать всем родителям класса логины и пароли для доступа к системе, то только часть из них ими воспользуется. И уже к следующему собранию эти пароли будут потеряны.
Причина проста – мало иметь возможность получать полную информацию об успеваемость своего ребенка, нужно иметь желание и потребность знать о его успеваемости. Пока нет потребности, нет и эффекта от сервиса.
Возможно нужно продолжать работу над его функциональностью и удобством интерфейса. Однако вернемся к примеру с сотовой связью – костер без сомнения менее удобен как средство связи, чем сотовый телефон. Что не мешало с большой эффективностью использовать его световые и дымовые сигналы. Тот, кто не использовал костер как коммуникационное устройство, не мог рассчитывать на то, что его народ будет использовать сотовую связь. Такой народ просто не имеет будущего.
Поэтому школа, которая желает внедрить в свой образовательный процесс современные информационные технологии, а NetSchool без сомнения такая технология, должна думать не о том, какие возможности дают эти технологии, а о том, какие потребности школы они удовлетворяют. Возможности без потребностей так и остаются только возможностями.
Родитель не имеет потребности в оперативной информации об успеваемости своего ребенка. Где проблема - в информационной системе, или в  родителе и организации учебно-воспитательного процесса? Видимо второе вероятнее. Нужно работать с родителем, проводить воспитательные беседы и мероприятия.
Система установлена, но не приносит никакой пользы, работа с ней трудоемка, а отдача не окупает усилия. Нужно проводить анализ. Вполне вероятна ситуация, что проблема именно в технологии. Однако нужно проанализировать и  административные, учебные процессы. Нет ли дублирования работы, в правильной ли последовательности выполняются операции, правильно распределить функциональные обязанности. Все перечисленные оптимизации непосредственно касаются внедрения NetSchool. Система доказала свою работоспособность во многих учебных учреждениях. Поэтому в случае возникновения проблем нужно попробовать разобраться, чем ваша школа отличается от тех,  что успешно работают с этой информационной системой.
Дублирование одна из возможных проблем – администрация школы должна перестать требовать отчеты, если они могут быть сформированы NetSchool автоматически. Практика подтверждает, что учителю намного проще ввести в электронный журнал четвертные оценки и получить автоматически сформированные отчеты за учебный период, чем набрать отчет в Word самостоятельно, используя в качестве  исходного материала те же оценки, но уже в бумажном журнале.
15 минут, чтобы ввести в электронный журнал 6-8 колонок оценок, и в результате получаешь целую стопку отчетов, начиная от отчета классного руководителя, который часто становится откровением даже для самого учителя, и заканчивая вкладышами с оценками для дневников учащихся. Сколько времени нужно потратить, чтобы сделать хотя бы один такой отчет вручную? Тот же отчет классного руководителя может занять у учителя 30-40 минут. Будет ли видна эта экономия сил, более высокая объективность и точность отчетов, во многом зависит от администрации учреждения.
Будет ли использоваться тестовая система NetSchool во многом зависит от потребности учителя во внеклассных занятиях с учащимися. Есть желание компенсировать потерянный урок, дать необычное домашнее задание, помочь разобраться с пропущенным материалом больному ученику – есть возможность, система дистанционного обучения NetSchool. Эта же система может помочь организовать дистанционное обучение надомников.
В качестве итога хотелось бы подчеркнуть – информационные технологии не панацея. Это усилитель уже имеющихся процессов. Нельзя думать, что плохо работающее производство после внедрения информационных технологий будет работать лучше. Оно будет работать еще хуже.
Чтобы NetSchool стала помощником учителя, родителя, ученика, администрации нужно разобраться во всем комплексе взаимоотношений учебно-воспитательного и административного процесса школы. Попытаться убрать неэффективные решения. Внимательно изучить функциональные возможности NetSchool и внедрять ее, замещая,  не допуская дублирования, административные и информационные процессы.
В результате, возможно, окажется, что многие отчеты в бумажном виде исчезнут, т.к. выяснится, что они хранятся всего несколько дней, используются только как промежуточный этап для принятия решений. Зачем делать распечатку того, что потом будет выброшено в корзину, и что в любой момент времени может быть выведено на экран компьютера завуча и директора?
В ряде школ идут разговоры о необходимости бумажного журнала. Зачем он нужен, если электронный журнал выполняет свои функции не хуже, а в ряде случаев и лучше?
Внедрение информационных систем оказывает и непрямое воздействие на учебное заведение. Если вводить оценки в электронный журнал, и учитель уже чувствует эффективность этой работы, то возникает потребность – на рабочем месте учителя нужен компьютер. Если ставится компьютер, то нужна компьютерная сеть. Если появляется компьютерная сеть, охватывающая всю школу, то возникает желание использовать все ее возможности – появляются сетевые принтеры, файловые сервера, ICQ, Skype. Возникает требование – на каждом компьютере нужен выход в Интернет – и приходится решать проблему ограничения доступа, фильтрации трафика.
Учитель, который научился работать с NetSchool, с удивлением обнаруживает, что теперь он может работать с любым сайтом сети Интернет, т.к. ему уже известны все основные принципы и навыки работы с сетью.
Достаточно научиться пользоваться почтой NetSchool, чтобы возникло желание получить такую же, но глобальную, почту. И снова учитель понимает, что он уже владеет всеми основными навыками.
NetSchool, начав успешно решать задачи из своей области, может стать катализатором, который подхлестнет всю информатизацию учебного учреждения. Поможет сформировать информационную культуру учителей, снизить  у некоторых из них страх перед информационными технологиями.
И снова важный итог – нельзя построить информационную среду за одни рывок. В результате получится мертвый механизм. Нужно шаг за шагом решать задачи стоящие перед конкретной школой. Люди в информационном пространстве самый важный элемент. И вся среда должна быть направлена на взаимодействие с ними.
Например, в школе, где в каждом кабинете стоит компьютер, скоро снова появятся недовольные – настоящий, бумажный классный журнал не привязан к рабочему столу учителя, его можно носить. И произойдет переход на еще один уровень вверх – в школе появятся ноутбуки. А для ноутбуков нужна беспроводная сеть.
При наличии беспроводной сети учащиеся обнаруживают, что могут работать с NetSchool с помощью своего сотового телефона и коммуникатора. И учителю начинает казаться, что ноутбук слишком тяжел по сравнению с классным журналом – ноутбуки заменяются нетбуками. Их вес и размеры уже сравнимы с бумажным журналом, при несравнимо больших функциональных возможностях.
На этом этапе непроизвольно решаются непрофильные задачи – ранее была проблема – слишком мало компьютерных классов. Теперь при организации любой олимпиады в любом кабинете легко скапливается необходимое количество ноутбуков и нетбуков.
На одном обучающем семинаре по NetSchool я поделился практическими впечатлениями по внедрению системы: 1-й год – было очень сложно, приходилось обучать всех учителей гимназии, допускались ошибки, которые влияли на правильность работы системы, никто не понимал своих обязанностей и необходимость этой системы; 2-й год – стало намного легче, большая часть информации уже введена, найдены приемы эффективной работы; 3-й год – практически все сработало само собой, учителя все делали сами, приходилось работать с небольшой группой, которая еще не приобрела необходимые навыки. Наибольшие проблемы вызывали учителя, которые вели занятия в подгруппах. 4 год – все сработало без чрезмерных усилий. Секрет в отсутствии бессмысленных операций и равномерное распределение нагрузки по всем членам коллектива. Учителя не умеющие работать с системой получали консультации от своих коллег. Появилось ядро учителей, которые понимают все цепочки взаимосвязей в информационных процессах NetSchool.
Перелом в отношении к системе произошел в начале третьего года внедрения. Это заняло не так много времени как может показаться – подлинный перелом наступил на девятую четверть или пятое полугодие.
Однако мне запомнилась реакция на мою экспериментальную информацию – один из учителей сказал, видимо немного удивленной – «А я обучаю детей компьютерной грамотности за два месяца!».
В этом замечании сформулировано, то главное, что не понимают те, кто начинает внедрять информационные системы – выучиться работать с ней легко, трудно сделать так чтобы она заработала. На курсах повышения квалификации учителей через 6-12 учебных часов учитель уже понимает все возможности NetSchool, уверенно выполняет функции ее пользователей – набирает учащихся, увольняет учителей, генерирует отчеты, ставит текущие и четвертные оценки, делит подгруппы.
Но это еще не означает, что вернувшись в школу, такой учитель сразу наладит автоматизацию учебно-административной работы.
Потребуется время, чтобы найти баланс между возможностями и потребностями, чтобы правильно распределить функциональные обязанности и ответственность, изменить в школе административные процессы. И каждая четверть является чертой, которая подводит итоги предпринятых мер.
На основании сказанного можно сделать еще один вывод – время, потраченное на внедрение NetSchool, не является потерянным, т.к. оно было потрачено на оптимизацию взаимосвязанных процессов, на которых основана вся система обучения в школе.


Для меня эта статья является знаковой, т.к. в ней отражаются элементы моей философии информатизации. Не знаю удалось ли донести эту "философию" для моих собеседников, и не знаю насколько для них эти "элементы" оригинальны, но с 2010 года вся моя деятельность идет под знаком этой статья. Для меня эта статья очень важна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий