вторник, 20 апреля 2004 г.

Сетевая игра в школьном Интранете



Педагогический фестиваль - БГПУ 2004 - выступление

Современная программа по информатике предполагает изучение таких понятий как интернет, электронная почта, Веб, телеконференции и т.д. Однако не все школы имеют подключение к глобальной сети Интернет, имеющие – обычно подключаются с помощью модема по обычным телефонным коммуникативным линиям. Скорость соединения в последнем случае в расчете на одну ученическую машину недостаточна для комфортабельной работы. Время реакции на действие ученика может превышать психологический барьер в 20 секунд, что ведет к потере учеником интереса к выполняемой работе.

В большинстве случаев более результативным будет создание школьной сети Интранет. Компьютерная сеть с программой поддерживающей все основные сервисы Интернет: веб-сервер с установленными зеркалами образовательных сайтов, почтовый сервер с настроенными ящиками учеников и т.д. позволяет перенести хотя бы часть сетевой деятельности школьников из дорогостоящего и медленного глобального Интернета в локальную школьную интранет сеть. В Гимназии №42 в качестве вебсервера используется Apache установленный на машине с ОС FreeBSD, почтового и новостного сервера - программа Eserv работающая на машине с ОС Windows 2000. Eserv предназначена для создания Интранет сети предприятия, поддерживает все основные сервисы Интернет, поэтому она одна способна справится с обеспечением работы школьного Интранета.

Идея создания образовательного Интранета достаточно популярна:

1.     В Томском областном центре информационных технологий (ОЦИТ) разработан и успешно используется пакет «Школьная электронная почта» (ШЭП). (1997 г.)

2.     В Полоцком госуниверситете применяется новая методика преподавания информатики, когда лекционный материал размещается в телеконференции локальной компьютерной сети факультета с последующим обсуждением.

3.     В гимназии города Сибай республики Башкортостан создали миниатюрную модель интернета с работающим веб, ftp, почтовым сервисом.

4.     В Самарской школе №42 функционирует единое информационное пространство на основе программного комплекса «Net Школа”.

5.     Средней школе №163 Центрального района Петербурга учитель информатики Константин Поляков создал Интранет на основе программы-сервера Eserv. Использует почту для рассылки учебных заданий, телеконференции для игровой деятельности, когда одни учащиеся задают вопросы, а другие отвечают.

Пользователь, работающий с Интранетом, использует те же программы, навыки, приемы, что и работающий с Интернетом, поэтому переход из одной сети в другую не вызывает у пользователя затруднения.

Сетевая игра «Быстрый художник»


В Психологии Р.С. Немова [1] описана достаточно известная методика диагностики опосредованной памяти. Ребенку выдается лист бумаги, ручка и медленно, с паузой в 20 секунд, диктуются слова или предложения. Задача обследуемого изобразить на листе бумаги что-то такое, без использования символов и слов, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. В конце эксперимента психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками и росчерками, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. Результаты оцениваются.

Данная методика была переработана нами в сценарий сетевой игры проведенной в 7-х гимназических классах при изучении темы «Электронная почта».

Игра состоит из трех этапов:

1 урок. Практическая работа «Электронная почта. Вложение файлов»

8 минут до конца урока.

Игре предшествует небольшой организационный момент, в течение которого учащимся разъясняется сценарий будущей игры. Чтобы исключить в процессе игры жульничество учащихся им сообщаются только основные принципы начисления баллов.

Учитель предлагает учащимся запустить программу Paint и разделить рисунок линиями на восемь равных частей. Просит учащихся сосредоточиться и нарисовать картинки соответствующие диктуемым словам, после каждого слова следует 30-ти секундная пауза. Задержка между словами устанавливается для каждого класса индивидуально, учитывая уровень компьютерной грамотности учащихся. Делать к рисункам надписи запрещается.

В 7Г:

Чайка, часы, дождь, картина, день, компьютер, линейка, дорога.

В 7Д:

Поезд, гусь, стена, окно, река, шариковая ручка, сани, вечер.

Получившийся рисунок сохраняется на диск компьютера и прилагается к электронному письму, которое посылается учителю.



2 урок.

8 минут до конца урока.

Учитель просит учеников проверить почту, и учащиеся получают личные письма, разосланные учителем до начала урока. В каждом письме рисунок ученика нарисованный им на прошлом уроке и аналогичный рисунок от ученика параллельного класса.

Учащимся предлагается вспомнить слова соответствующие восьми нарисованным им на прошлом уроке картинкам. И догадаться какие слова изображают восемь картинок ученика параллельного класса. Ответы требуется отослать учителю.



3 урок.

5-8 минут до конца урока.

Учащиеся получают письма с результатами игры.

Принцип начисления баллов:

1 балл за каждое разгаданное слово, для своих и чужих рисунков. Максимальный балл – 16.

Призовые баллы: если игрок разгадывает значение картинки из другой группы, 1 балл начисляется не только ему, но и автору картинки. Максимально – 8 баллов.



Фамилия
Баллы за свою картинку
Баллы за чужую картинку
Призовые
Результат
Игрок 1
Игрок 2
Игрок 3
Игрок 4
7
8
8
88
5
4
5
6
7
7
6
5
19
19
19
19



В случаи несогласия с результатами игры учащиеся должны написать учителю письмо с аргументацией своего мнения.

Данная игра является хорошей мотивацией при работе с локальной электронной почтой, придает переписке предметный характер. После данного урока увеличилась переписка параллелей 7-х классов. Появились регулярные письма, адресованные преподавателю.



Литература

1. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002, стр. 189

Комментариев нет:

Отправить комментарий