Ушаков А.А. Открытая информационная среда государственно-общественного управления образованием // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная
научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник
материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.446-449.
Перед современной системой образования стоит задача обеспечение условий для реализации информационно-открытой модели государственно-общественного управления системой, которая зафиксирована в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [1].
«Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер», говорится в статье 89 данного закона.
Данная концепция является результатом развития не только общественных и государственных отношений, гражданского общества, но и информационных технологий, общего экономического и научно-технического прогресса последних лет.
Многие задачи ГОУ невозможно реализовать без поддержки ИКТ, сама постановка этих задач стала результатом наличия эффективных технологий коммуникации, возможности накопления и обработки больших объемов информации. Современные информационные технологии обеспечивают дистанционное взаимодействие государственных и общественных организаций и объединений, координацию их деятельности, оперативную, автоматическую подготовку аналитической информации, т.е. создают информационную среду, без которой невозможно реализовать государственно-общественные формы управления системой образования.
Понятие информационной среды связано с понятием информационной работы, т.е. деятельности по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач в ее полном цикле. Это весь набор условий для технологической переработки и эффективного использования знаний в виде информационного ресурса.
В информационную среду входят рассматриваемые как элементы единой системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла управляемой системы [4].
Таким образом, создавая информационную среду государственно-общественного управления (ГОУ) образованием нужно выделить субъекты, которые она будет обслуживать, и информационные процессы и работы, в которых они задействованы.
Если рассматривать уровень образовательной организации, то субъектами государственно-общественного управления являются такие структуры как управляющий совет, координационный совет, педагогический совет, аттестационная комиссия, совет классных руководителей и т.д. На муниципальном уровне субъектами ГОУ являются муниципальный отдел управления, муниципальные методические объединения, профсоюз, общественные советы, ассоциации и общественные организации и т.д. Полный список субъектов ГОУ, их взаимосвязь, уникален и специфичен для каждого муниципалитета и региона.
Таким образом, чтобы обеспечить эффективное управление конкретной образовательной системой в рамках ГОУ, нужно проанализировать информационные процессы, в которых участвуют ее субъекты. Формализовать и описать их, разработать регламенты информационного и управленческого взаимодействия, создать информационные модели процессов, в которых участвуют рассматриваемые субъекты ГОУ, и ввести в данные процессы информационные инструменты, сервисы, системы автоматизации, которые повысят эффективность обработки информационных потоков, связанных с деятельностью государственно-общественного управления.
Однако информационные технологии не решат все имеющиеся проблемы в управляемой системе, т.к. они не первичны. Первичны процессы, в которые они задействованы [3].
Требуется проанализировать цели, задачи и причины осуществления той или иной управленческой или информационной деятельности. Уже на этапе анализа могут быть выявлены неэффективные или устаревшие регламенты взаимодействия, дублирование операций или выполнение работ, не влияющих на скорость и качество достижения результата, на который нацелена система управления.
Оптимизация системы должна производиться до начала процесса ее информатизации. Требуется проверить, нет ли дублирования работ, в правильной ли последовательности выполняются операции, распределить функциональные обязанности. Нужно еще раз подчеркнуть, что информационные технологии – не панацея. Это усилитель уже имеющихся процессов. Нельзя думать, что плохо работающее производство после внедрения информационных технологий будет работать лучше. Оно будет работать еще хуже. Этот вывод подтверждается в результате анализа практически любого удачного или неудачного проекта информатизации образования.
Информационная среда ГОУ может состоять из множества информационных систем, реализующих различные функции и услуги, необходимые для обеспечения функционирования различных субъектов, участвующих в государственно-общественном управлении образованием. Информационные системы могут решать узкие, локальные задачи, такие как обеспечение коммуникации членов родительского комитета или организация опросов в рамках деятельности предметных методических объединений.
Однако существуют информационные системы, которые решают более глобальные задачи объединения в единое пространство субъектов всех уровней системы образования. К таким системам относится АИС «Сетевой город. Образование», а также, во многом, к ним можно отнести различные региональные и федеральные порталы государственных услуг, при условии, что данные системы обеспечивают доступ общественности к услугам из области управления образованием – статистике, опросам, обсуждениям, голосованиям.
Невозможно разработать и рекомендовать для внедрения некую единую, универсальную конфигурацию информационной среды ГОУ, т.к. ее функционал, набор используемых инструментов, регламент работы во многом зависит от общей структуры и взаимосвязи элементов, специфики информационных процессов конкретной управленческой системы.
Однако, можно порекомендовать общие принципы, которые помогут избежать наиболее типичных ошибок. Главная рекомендация – при построении информационной системы необходимо ориентироваться на использование системного подхода. Системный подход – подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, расположенные в определенном порядке, причем каждый элемент стремится к определенной автономии и имеет собственную цель.
Например, если рассматривать отдельную образовательную организацию, то можно выделить такие элементы как «Управляющий совет» и «Координационный совет», которые совместно с директором организации обеспечивают высший уровень ее управления. У каждого рассматриваемого элемента есть функционал и задачи, права и обязанности, зона ответственности. «Управляющий совет» не только является субъектом ГОУ на уровне организации, но и сам является системой, имеющей внутреннюю структуру, элементы и субъекты, взаимодействие которых не только можно описать в виде информационных связей и процессов, но которые во многом уже описаны положениями и регламентами работы.
Рассматривая необходимость информатизации работы управляющего совета, мы анализируем входящие и исходящие информационные потоки данного субъекта, операции по обработке информации данных потоков, то, как информация циркулирует внутри субъекта управления, т.е. в данном случае, в управляющем совете образовательной организации.
Или, например, родительский комитет. К какой информации он имеет доступ? Как и откуда он ее получает? Как и для чего он ее использует? Как преобразуется полученная родительским комитетом информация? Какую информацию родительский комитет передает другим субъектам ГОУ?
На данные вопросы можно не только найти ответы, они являются частью анализа, который приводит к оптимизации информационных процессов. Например, данные об успеваемости класса, обсуждаемые родительским комитетом, могут быть получены от классных руководителей. Однако эти данные могут быть получены и из автоматических отчетов АИС «Сетевой город. Образование», что намного более эффективно по трудозатратам и оперативности.
В рамках одной системы управления, одного субъекта управления рекомендуется придерживаться единообразия ИКТ-инструментов и сервисов. Для решения однотипных задач желательно применять одинаковые инструменты. Так же рекомендуется сводить спектр используемых инструментов к их меньшему количеству, стремясь решить с помощью одной информационной системы максимальное количество задач. В идеале необходимо создать универсальные, глобальные системы, охватывающие и интегрирующие потребности наибольшего количества субъектов всех уровней системы управления образованием.
Примером такой системы является АИС «Сетевой город. Образование», однако, данная рекомендация может быть перенесена на любую другую задачу или функцию субъекта ГОУ.
Например, вместо множества частных сайтов (специализированных разделов на сайте организации) родительских комитетов на определённом уровне развития системы более эффективным будет создание единого портала регионального уровня, интегрирующего все информационные потоки уже не отдельного субъекта локальной организации, а целой функции ГОУ, которую они реализуют.
Создание комплексных, глобальных информационных систем обеспечивающих единую среду взаимодействия всех субъектов системы образования, является сложной, но обязательной для решения задачей, которая стоит не только перед государством в целом, но перед каждой образовательной организацией, желающей отвечать требованиям времени.
Литература
1. Федеральной закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Ушаков А.А. Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием // Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с.335-339.
2. Ушаков А.А. Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием // Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с.335-339.
3. Условия успешности создания информационного пространства. Ушаков
А.А. // Вопросы информатизации образования. №16, 1 сентября 2010 года. Сборник
материалов II Международной научно-практической конференции
"Инфо-Стратегия 2010". 28-30 июня 2010 г., с.61-66
4. Информатика: Учеб. для вузов/В.А. Острейковский.– 3-е изд., стер.– М.: Высш. шк., 2005.– 511 с.
4. Информатика: Учеб. для вузов/В.А. Острейковский.– 3-е изд., стер.– М.: Высш. шк., 2005.– 511 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий