Ушаков А.А.
Это
не статья, данный текст был написан как предложение по повышению
эффективности использования учебного оборудования, в рамках
задания одного из семинаров по информатизации. В данном предложении я
попытался отразить свое понимание того, как можно исправить последствия
так называемой "вульгарной информатизации", когда оснащение школ
отталкивается не от анализа информационной образовательной среды
организации, ее целей и задач, а от формальной интерпретации нормативных
документов. "Вульгарная информатизация" не предусматривает изучение
педагогического опыта, педагогических технологий, перспективных средств
обучения, зачастую она косвенно или явно способствует неоднозначным
решениям в области оснащения, когда формальные требования нормативных
документов воспринимаются как формулировки задач, а предложение
коммерческих компаний, как их решение.
Термин
"вульгарная информатизация" бы сформулирован мной по опыту изучения и
анализа процессов оснащения российских школ начиная с 2010 года. Это
время массовых закупок, по программам обеспечения условий реализации
ФГОС различных уровней образования. А так же по проекту обучения детей с
ограниченными возможностями. Каждый регион поступал по разному, есть
просто чудесные по научности и уровню креативности образцы информатизации -
иногда целых регионов, иногда отдельных школ.
Но
тогда же были замечены определенные, единообразные ошибки, решения,
которые повторялись в школах России снова и снова. Если не рассматривать
поставщиков, а они продвигают свои комплекты оборудования с разной
степени настойчивости, иногда переходящие границу, если не морали, то
приемлемой этичности, то остаются как раз примеры уже упоминавшегося
выше формализма.
Рассмотрим
задачу с математической стороны: цифровые лаборатории - не менее 5
равноценных друг другу моделей, не менее 8 моделей предлагаемых
различными поставщиками, интерактивные доски - 4 равноценных моделей, 15
- предлагаемых поставщиками, конструкторы - 3 равноценных, не менее 10
моделей предлагаемых поставщиками, документ-камеры - 3 равноценных
вариантах, более 7 вариантов предлагаемых поставщиками и т.д.
Какова
вероятность того, что при свободном выборе, ориентированном на
конкретные условия образовательной среды, комплект оборудования
состоящий из десятков позиций, каждую из которых может занять как
минимум 1 из 3 равноценных вариантов, будет представляться в закупках
оборудования в разных регионах России снова и снова? Ответ - эта
вероятность очень низкая. Формально это вероятность зависит от
количества полностью идентичных школ, а их не так много, как может
показаться при первом приближении.
Комплект
оборудования может повторяться, если решение принимает один управляющий
орган - с целью оптимизации расходов, обеспечения единообразия
оснащения, но даже в этом случае обычно осуществляется максимально
возможная индивидуализация, попытки разработки нескольких проектов
оснащения с учетом принадлежности организации к тому или иному типу в
рамках единой системы дифференциации.
Остальные
случаи являются прямым указанием на формальный подход, непонимание
причинно-следственной связи между инструментами, к которым относятся
различные образцы учебного оборудования, методами обучения и управления,
которые практикуются в организации, целями и задачами, которые стоят
перед организацией, и конечным результатом.
Для
примера формального подхода можно использовать случаи приобретение для
школ, или школами, набора Пертра. В 99% случаев причина покупки
объясняется не очень убедительными причинами: рекомендации поставщика
набора, требования ФГОС начального образования к обеспечению
психолого-педагогических условий реализации основной образовательной
программы, методические рекомендации регионального или всероссийского
уровня...
Вопросы
на которые желательно было бы ответить до покупки этого чрезвычайно
дорогого набора - 1. Кто из числа педагогических работников школы будет
использовать данный набор? 2. По какой методике? 3. В рамках какого вида
деятельности? 4. За счет какие средств будет обеспечиваться данная
работа? 5. Нет ли более дешевой альтернативы данного набора?
В
90% случаев набор не будет использоваться, т.к. нет подготовленного специалиста, ставки, нет
необходимости именно в этом наборе, нет проблем, решение которых может
обеспечить данный набор.
Аналогично,
лично у меня, есть вопросы к цифровой лаборатории LabDisc, ее покупают в
школы только из-за рекомендации "цифровая лаборатория для начальной
школы".
Если
исключить учителей, которые знают ее возможности и осуществляли ее
выбор исходя из своей учебной деятельности, остаются школы приобретавшие
оборудование именно из-за этой неоднозначной рекламной фразы.
На
практике не имеет значение "предназначено" или "не предназначено"
оборудование для начальной школы. Намного важнее его функционал,
деятельность, которую можно реализовать с ее помощью, преимущества
перед аналогами, соответствие целям и задачам педагога и школы. Если
оборудование не соответствует целям педагога, то он не будет его
использовать, какое бы административное давление на него не оказывали.
Да,
учитель может не знать, что какое-то оборудование может усилить его
методику, сделать ее более совершенной, он может это знать, но не
использовать, и-за отсутствия нужных компетенция, но это то что
решается в процессе методического сопровождения новых технологий.
Намного хуже, когда оборудование не соответствует самой структуре и
логике информационно-образовательной среды организации, т.е. изначально
обречено на неиспользование, и является результатом неэффективного
расходования средств.
Причины
неэффективного использования учебного оборудования
- Отсутствие достаточного стимула для внедрения и использования новых информационных технологий.
- Отсутствие общедоступной базы убедительных образцов успешной реализации учебной и воспитательной деятельности с использование современного учебного оборудования.
- Недостаточно активная пропаганда успешного и убедительного опыта внедрения новых технологий и средств обучения.
- Недостаточная компетентность учителей в области эффективных методик организации учебного процесса с использованием инновационных средств обучения.
- Наличие психологического барьера – страх перед новыми технологиями.
- Отсутствие эффективной среды для общения и обмена инновационным опытом между педагогами. Разобщенность ИКТ-компетентных учителей, недостаточное использование их потенциала для повышения квалификации учителей края.
- Несоответствие характеристик имеющегося в каждом конкретной образовательной организации учебного оборудования целям и задачам этой организации и методики преподавания ее учителей (Ошибки оснащения образовательных учреждений, отсутствие учета индивидуальных особенностей организаций, и учителей, которым поручается внедрение нового учебного оборудования).
- Недостаточно широкий кругозор специалистов по ИКТ и учителей общеобразовательных организаций в области всего спектра доступного в настоящее время учебного оборудование. Незнание альтернатив, аналогов в каждом классе учебного оборудования, области применения каждого варианта реализации технологии, неумение анализировать достоинства и недостатки образцов оборудования от разных производителей решающих одинаковые задачи. Неумение подбирать оборудование под деятельность, направленную на достижение заданных целей (Выбирать средства для достижения заданных целей).
Способы решения проблем
- Конкурсы. Стимулирование и поощрение инновационной деятельности учителей. Поиск образцов передового опыта. Пример – краевой конкурс ИКТО, подноминация «Урок с использованием современного учебного оборудования). Предложение: ввести в конкурс «Учитель года» критерий к оценке лучшего учителя – активно использует современное учебное оборудование (оборудование реализующее ФГОС). Оказать поддержку краевым проектам осуществляющих пропаганду и поддержку внедрения новых форм учебной деятельности с использованием цифрового оборудования: Краевая олимпиада по робототехнике, Летний лагерь робототехники, олимпиада по использованию цифровых лабораторий «Современный исследователь».
- Конференции и семинары. Специализированная секция по использованию учебного оборудования на всех тематических краевых конференциях и семинарах позволит охватить достаточно широкий круг специалистов имеющих практический опыт использования ИКТ, обеспечить его распространение в среде специалистов. Однако, как показывает практика, наибольшим эффектом обладают мастер-классы по использованию ИКТ, которые проводят практики, принадлежащие той же среде что и участники мастер-класса. Предложение: увеличить количество мастер-классов, которые проводятся в рамках конференций и семинаров. (Нужно четко разделить мастер-классы специалистов по презентации своего практического опыта и рекламных мастер-классов от поставщиков оборудования, последние должны демонстрироваться либо только специалистам и экспертам, либо уравновешиваться мастер-классами от альтернативных поставщиков. Нельзя допускать, чтобы субъективный взгляд поставщика подавался как методические рекомендации).
- Аттестация. Сделать использование современного учебного оборудования обязательным критерием для высшей квалификационной категории педагога.
- Курсы повышения квалификации. Ввести в заочную часть всех курсов обязательные задания, выполнение которых возможно только через использование имеющихся в образовательных организациях образцов учебного оборудования (разработать урок с использованием современного учебного оборудования, сделать анализ функциональных возможностей, подготовить видеозапись занятия с использованием учебного оборудования и т.д.).
- Стажерские практики. Сделать акцент на обязательную демонстрацию на стажерских практиках имеющегося опыта реализации ФГОС через использование современного учебного оборудования.
- Реестр учебного оборудования. С целью доведения до учителей образовательных организаций, районных и краевых специалистов, сотрудников института и Главного управления информации об имеющемся в каждой организации фонда учебного оборудования, доступности его учителям организации, обязать организации публиковать в специальном разделе своего официального сайта реестр имеющегося учебного оборудования. (Проблема: значительное количество учителей не владеют информацией о технике, которая имеется в их организации, ее наименовании, количестве и функционале. Наличие доступного, и достоверного, реестра учебного оборудования будет полезна и при подготовке стажерских практик, семинаров и конференций на базе данной организаций).
- Окружные межшкольные центры методической поддержки ИКТ. Ввести в положение центров обязанность разработать и реализовывать план деятельности направленной на вовлечение курируемых организаций в деятельность по поддержке использования современного учебного оборудования, стимулированию его использования, сбору и обобщению инновационного опыта образовательных организаций своего округа, презентацию его на краевом уровне.
- Концентрация инновационного опыта и методической поддержки. Организовать сбор, презентацию, обсуждение опыта использования современных образовательных технологий средств обучения, консультацию учителей через единый, краевой, портал методической и технической поддержки (support.akipkro.ru). Использовать портал для реализации данных задач в рамках деятельности межшкольных центров.
- Банк видеозаписей уроков с использованием современного учебного оборудования. Обеспечить на портале методической и технической поддержки ИКТ (support.akipkro.ru) доступ к коллекции видеозаписей мероприятий с использованием современного учебного оборудования. Обеспечить пополнение коллекции - за счет видеозаписей сделанных сотрудниками института в рамках курируемых мероприятий, либо подготовленных самостоятельно сотрудниками образовательных учреждений.
·
Предлагаемая схема выбора учебного оборудования для
поставки в школы
- Выставки. Обязательное изучение каждого стенда, каждого образца максимальным количеством специалистами разных уровней образования. Организация анализа функциональных возможностей оборудования на основе единых методических рекомендаций.
- Составление реестра перспективных образцов оборудования.
- Договор с поставщиками на получение образцов оборудования для экспериментальной апробации в базовых школах института, при необходимости закупка образцов оборудования.
- Не менее чем полугодовая, желательно годовая, апробация оборудования в реальном учебном процессе базовой школы. Организация методически чистого эксперимента, с одновременным испытанием нескольких альтернативных образцов оборудования различных производителей и поставщиков. В процессе апробации привлекать к деятельности и контролю специалистов сторонних организаций, с целью максимально всесторонней оценки оборудования.
- Сбор экспертных заключений. Требование – эксперт должен продемонстрировать владение технологией, на которую он делает экспертное заключение, и не менее одной альтернативной. Экспертное заключение должно строиться на сравнении не менее двух образцов лично знакомых эксперту технологий или оборудования, анализе степени их соответствия решаемым задачам и целям.
- Публичная презентация результатов экспертизы. С обязательным присутствием экспертов изучавших альтернативное оборудование. Публичное голосование в пользу того или иного комплекта оборудования. Оценивается не абстрактное «хорошее оборудование», «плохое оборудование», а степень соответствия поставленной задаче. Допустимо, чтобы в процессе экспертизы, на основе полученной экспертами информации о возможностях рассматриваемых технологий, происходило уточнение или изменение первоначальных требований к оборудованию.
- Осуществлять поставки оборудования получившего положительные заключения в результате публичной защиты результатов экспертизы.
- Желательно отойти от единообразной поставки во все учреждения края одинаковых комплектов оборудования. Обеспечить возможность выбора из нескольких альтернатив с целью лучшего соответствия оборудования индивидуальным особенностям, задачам и целям, условиям каждой организации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий