Страницы

пятница, 10 июля 2015 г.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ



 Ушаков А.А. Мобильные технологии обучения в современной школе  // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.443-445. 

Федеральный закон ФЗ № 273-ФЗо "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. значительно расширил возможности использования дистанционных образовательных технологий и цифровых средств обучения  образовательными организациями Российской Федерации. В статье 16 данного закона сформулированы требования к реализации образовательных программ исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и даны определения этих двух ключевых понятий.

К сожалению, несмотря на четкие определения, данные в законе, электронное и дистанционное обучение, возможно в силу сложившихся традиционных представлений, либо из-за частичного сходства формулировок, зачастую продолжают использовать практически как синонимы. И действительно, практика применения часто подтверждает наличие общих черт у учебного процесса организованного в рамках электронного или дистанционного обучения. В обоих случаях обычно применяются цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, учащиеся и преподаватель общаются опосредованно, с помощью технологий дистанционного взаимодействия.

Однако разница есть, и иногда существенная. Дистанционное обучение основано на использовании дистанционных образовательных технологий, это обучение в условиях опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Использование компьютеров, цифровых ресурсов вторично при описании данной формы обучения, просто эти технологии в настоящее время наиболее удобны для реализации дистанционного обучения.

Во многие случаях при организации электронного обучения учащиеся и педагоги так же могут находятся на значительных расстояниях друг от друга, и это создает иллюзию того, что электронное обучение является вариантом дистанционного обучения, основанного на использовании цифровых технологий и средств обучения.

Однако закон об образовании, и опыт инновационных педагогов и образовательных организаций, говорит о другом. Данное в законе определение электронного обучения четко фиксирует важность наличия при его реализации комплекса из используемой в образовательном процессе систематизированный и классифицированной информации и средств ее обработки и доставки -  информационных технологий, оборудования, и коммуникаций. Даже программно-технические средства обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам в данном определении вторичны. Ключевой момент определения - электронное обучение это обучение основанное на использовании структурированной базы цифровых образовательных ресурсов.

Вывод – электронное обучение может быть организовано в очной форме. Занятие может проводиться в классе, и при этом быть частью электронного обучения. Данное понимание меняет многое, например, появляется возможность рассматривать такие технологии и концепции обучения как «перевернутый класс», «гибридное обучение».

четверг, 9 июля 2015 г.

ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ



 Ушаков А.А. Открытая информационная среда государственно-общественного управления образованием // Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование VII Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2015 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9906748-4-4), с.446-449.


Перед современной системой образования стоит задача обеспечение условий для реализации информационно-открытой модели государственно-общественного управления системой, которая зафиксирована в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [1].

«Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер», говорится в статье 89 данного закона.

Данная концепция  является результатом развития не только общественных и государственных отношений, гражданского общества, но и информационных технологий, общего экономического и научно-технического прогресса последних лет.

Многие задачи ГОУ невозможно реализовать без поддержки ИКТ, сама постановка этих задач стала результатом наличия эффективных технологий коммуникации, возможности накопления и обработки больших объемов информации. Современные информационные технологии обеспечивают дистанционное взаимодействие государственных и общественных организаций и объединений, координацию их деятельности, оперативную, автоматическую подготовку аналитической информации, т.е. создают информационную среду, без которой невозможно реализовать государственно-общественные формы управления системой образования.

Понятие информационной среды связано с понятием информационной работы, т.е. деятельности по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач в ее полном цикле. Это весь набор условий для технологической переработки и эффективного использования знаний в виде информационного ресурса.

В информационную среду входят рассматриваемые как элементы единой системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла управляемой системы [4].

Таким образом, создавая информационную среду государственно-общественного управления (ГОУ) образованием нужно выделить субъекты, которые она будет обслуживать, и информационные процессы и работы, в которых они задействованы.

Если рассматривать уровень образовательной организации, то субъектами государственно-общественного управления являются такие структуры как управляющий совет, координационный совет, педагогический совет, аттестационная комиссия, совет классных руководителей и т.д. На муниципальном уровне субъектами ГОУ являются муниципальный отдел управления, муниципальные методические объединения, профсоюз, общественные советы, ассоциации и общественные организации и т.д. Полный список субъектов ГОУ, их взаимосвязь, уникален и специфичен для каждого муниципалитета и региона.

Таким образом, чтобы обеспечить эффективное управление конкретной образовательной системой в рамках ГОУ, нужно проанализировать информационные процессы, в которых участвуют ее субъекты. Формализовать и описать их, разработать регламенты информационного и управленческого взаимодействия, создать информационные модели процессов, в которых участвуют рассматриваемые субъекты ГОУ, и ввести в данные процессы информационные инструменты, сервисы, системы автоматизации, которые повысят эффективность обработки информационных потоков, связанных с деятельностью государственно-общественного управления.

Однако информационные технологии не решат все имеющиеся проблемы в управляемой системе, т.к. они не первичны. Первичны процессы, в которые они задействованы [3].

Требуется проанализировать цели, задачи и причины осуществления той или иной управленческой или информационной деятельности. Уже на этапе анализа могут быть выявлены неэффективные или устаревшие регламенты взаимодействия, дублирование операций или выполнение работ, не влияющих на скорость и качество достижения результата, на который нацелена система управления.