Страницы

пятница, 17 мая 2013 г.

Условия построения эффективной информационно-образовательной среды

Ушаков А.А. Условия построения эффективной информационно-образовательной среды//Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: Опыт, проблемы, пути их преодоления. Материалы международной научно-практической  конференции. 21 декабря 2012 года. (ISBN 978-5-7423-0351-1). - Барнаул, КГБОУ АКИПКРО, 2013, с. 196-202


Информационно-образовательная среда (ИОС) - это  основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
ИОС должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью федерального государственного образовательного стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [3].
Важной проблемой построение ИОС является выбор подхода, который определит принцип ее реализации – от потребностей людей, которые будут реализованы с помощью ИОС,  или ИОС, в которой люди будут рассматриваются в качестве ее элементов, обслуживающего персонала. Правильным нужно считать подход, при котором считается, что любая деятельность осуществляется людьми, и ради людей. Информационная среда должна помогать реализовывать потенциал людей, взаимодействие, деятельность которых она обеспечивает.
При проектировании ИОС одной из серьезных ошибок может является то, что ее функционал будет рассматриваться отдельно от потребностей людей на взаимодействие с которыми она рассчитана.  Между тем именно потребности людей являются первопричиной любой деятельности.
Примером ошибочной логики построения информационно-образовательной среды является школа, в которой идет поиск способа эффективного использования  интерактивной доски, которая практически не применяется ее учителями.  Ошибка заключается в том, что задача решается в обратном порядке – первичным должен быть учитель, который обладает неким потенциалом, методикой обучения, которые могут быть усилены, раскрыты с помощью применения интерактивной доски. Первопричиной управленческих решений должен быть учитель, для которого покупается интерактивная доска, а не интерактивная доска, для которой ищется учитель, который будет ее использовать.
Система голосования – ее можно порекомендовать учителям практикующие фронтальный опрос, которые применяют на уроках тесты, делают оперативные контрольные срезы знаний учащихся. Такой учитель быстро оценит преимущества этого оборудования и будет применять его без необходимости административного давления или контроля.
 Это аналогично тому, как не требуется заставлять людей использовать электронную почту вместо бумажной, т.к. выгода от электронной почты очевидна и ее внедрение идет без необходимости какой-либо пропаганды и массового обучения.
Некоторые  интересные примеры проблем информатизации можно найти за пределами образовательной области, например - замена наличных денег пластиковыми картами. При всей теоретической привлекательности и удобстве использования электронных денег многие люди сопротивляются попыткам внедрения полного безналичного денежного оборота. Основной причиной данного поведения можно считать неподготовленность инфраструктуры. Теоретическая привлекательность блекнет, когда человек сталкивается с невозможностью рассчитаться с помощью пластиковой карты за какие-либо услуги. При этом сама причина такой невозможности для пользователей неважна – недостаточное количество терминалов, некачественная связь с банком, плохая подготовка персонала …, однако важна для людей, которые отвечают за информатизацию, в данном случае внедрение пластиковых карт для безналичного расчета. Их задача выявить причины, которые мешают внедрению информационной технологии, проанализировать поведение и причины поведения пользователей, их реальные и ложные потребности, и разработать программу по устранению выявленных проблем.
Примером ложный потребности, которую нужно не поддерживать, а планомерно исключать из практики можно взять из эпохи появления доступных шариковых ручек – они сделали неактуальной потребность в таких письменных инструментах как гусиные перья. Шариковая ручка обладает рядом преимуществ по отношению к гусиному перу, полностью реализуя реальную потребность – обеспечение возможности делать записи, рисунки на листе бумаги. С отказом от гусиного пера,  как инструмента письма, из массовой практики исчезло такое искусство как каллиграфическое письмо, однако с этой потерей пришлось смериться, т.к. каллиграфическое письмо являлось не реальной потребностью,  а следствием особенностей гусиного, и металлического, пера, как инструмента письма.
Примером из современности может стать потребность школ в плакатах с информационными материалами – картами, схемами, портретами и т.д. С появлением доступного мультимедийного проектора такие плакаты стали вытесняться цифровыми аналогами учебно-методических материалов с этих плакатов. Т.к. истинной потребностью образовательных учреждений были не плакаты, а информация, в форме удобной для использования в большой учебной аудитории.
Мы выявили несколько ошибок построения ИОС, которые нужно избегать:
1. ИОС, оборудование, инфраструктура могут не использоваться, если они не решают реальные задачи, проблемы некого коллектива людей. Не важно, насколько сложна, технически совершенна, функциональна ИОС, важно насколько полно она обеспечивает потребности людей, которые участвуют в той или иной деятельности
2. Оборудование может использоваться неэффективно, встречать сопротивление его внедрению, если для него не подготовлена инфраструктура. Пример – компьютерные планшеты, их функционал полностью реализуется только при наличии беспроводной сети и сетевой инфраструктуры. Другой пример – интерактивные доски могут не использоваться из-за их неправильного крепления и настройки, отсутствия методической поддержки, которая бы помогла бы учителю понять, как встроить ее в свою индивидуальную методику обучения. Те же интерактивные доски значительно успешнее внедряются при наличии достаточно большой библиотеки интерактивного программного обеспечения.
Лингафонный кабинет – совершенно безосновательно считать, что данное, достаточно дорогое, оборудование автоматически повысит качество преподавания учителя. Для начала нужно понимать, что существует множество видов лингафонных кабинетов, и каждый реализует какую-то потребность образовательного процесса, поддерживает какие-то конкретные приемы учителя, конкретные формы деятельности. Бывают мобильные и стационарные лингафонные кабинеты, цифровые и аналоговые, реализованные на основе специализированного оборудования, либо являющиеся программным обеспечением для компьютеров или ноутбуков. Конкретную модель нужно выбирать исходя из особенностей преподавания конкретного учителя и особенностей организации образовательного процесса в его школе. Один учитель может предпочесть ноутбук с программным обеспечением, благодаря его универсальности и возможности использования для других задач, другой предпочтет стационарный кабинет, из-за его лучшей реализации ограниченных, но нужных именно ему функций.

ИОС является некой системой, которая должна конструироваться под конкретный коллектив, его задачи и стиль работы. Она уникальна, несмотря на некоторое сходство, для каждого образовательного учреждения, как уникальны люди которые в нем работают. Полное, бездумное копирование образовательной среды успешного учреждения является ошибкой, т.к. его успешность является следствием правильного решения именно его проблем и задач.

Литература

1. Батанова Наталья Викторовна. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения. // URL: http://festival.1september.ru/articles/601724/
2. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. // URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588


Комментариев нет:

Отправить комментарий