суббота, 2 марта 2013 г.

Отзыв на проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога

Не является публикацией

Уважаемый ХХХ, в результате обсуждения концепции нами сформированы следующие вопросы и предложения:

"Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога предлагается для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих."

Данная цитата показывает, что авторы концепции понимают, что педагогический процесс в общеобразовательном учреждении строится на взаимодействии не менее чем четырех сторон: "педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся"

Предложение: включить "Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога" в более масштабный документ, который определит самосогласованные стандарты для всех участников образовательного процесса:
  1. Профессиональный стандарт руководителя школы
  2. Профессиональный стандарт педагога
  3. Государственный стандарт родителя учащегося
  4. Государственный стандарт учащегося общеобразовательного учреждения

Требования стандартов для каждого участника педагогического процесса должны уравновешивать друг друга, давать механизмы для реализации каждого требования и нормы стандарта.

Например:
"Педагог должен: 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды."

В стандарте руководителя школы должна присутствовать симметричная формулировка, обеспечивающая поддержку данного требования стандарта педагога:
"руководитель школы ОБЯЗАН обеспечить помощь, создать условия, поддержку педагогу для эффективного регулирования поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды."


Должны быть прописаны требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, чтобы не концентрировать ответственность за "должен", ответственность за проблемы межличностного характера, проблемы создания условий безопасного и качественного учебного процесса на одном педагоге. Без, как минимум, четырехстороннего стандарта мы получаем жесткий регламент работы одного участника межличностного общения, при полной бесконтрольности и безответственности остальных равновесных, с точки зрения педагогики, участников педагогического процесса.

Пример:
"Педагог должен: "Владеть ИКТ-компетенциями."

Симметрично:
Руководитель школы ОБЯЗАН обеспечить условия педагогу для приобретения и реализации ИКТ-компетенций.


Пример: "Педагог должен: 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их."

Симметрично:
  • Ученик: "должен соблюдать нормы межличностного поведения, признавать достоинство других учащихся, учителя, понимая и принимая их".
  • Родитель: "должен соблюдать нормы межличностного поведения, признавать достоинство учителя, соблюдать в отношении учителя требования к кодексу общения".
  • Руководитель: "обязан оказывать поддержку педагогам в общении с родителями, обеспечивать справедливое разрешение конфликтных ситуаций".
  • Ученик: "поведение учащегося должно соответствовать нормам... в случае регулярного нарушения проблема разрешается на ..... с привлечением родителей и специалистов .... ".

Ответственность за поведение и воспитание учащегося должно четко возложено на родителя.
Учитель должен нести ответственность за игнорирование и отсутствие работы по выявлению имеющихся психических и поведенческих проблем учащегося, о которых он должен информировать родителей и руководителя школы, однако он не должен нести ответственность за проблемы, которые не являются результатом его собственных действий.

В профессиональном стандарте должно быть более четко прописаны границы ответственности учителя, родителей, учащихся, и руководителя.
Нужно признать, что учащийся каждого возраста способен нести свою долю ответственности за свои действия, и четко прописать эту зону ответственности.
Нужно признать, что родители несут полную ответственность за своих детей, однако стандарт должен дать им возможность реализовать такое право - он имеет право поменять класс, школу, высказать по четкому протоколу претензии к школе и учителю, получить четкий, профессиональный ответ на свои замечания. Все права и обязанности четырех сторон не должны осуществлять за счет какой-то одной стороны.

В текущем варианте концепции профессионального стандарта все трудности воспитательного процесса возложены на одного педагога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий