Не является публикацией
Уважаемый ХХХ, в результате обсуждения концепции нами сформированы следующие вопросы и предложения:
"Проект концепции и содержания
профессионального стандарта педагога предлагается для широкого
обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей
школ, родителей, учащихся и всех желающих."
Данная цитата
показывает, что авторы концепции понимают, что педагогический процесс в
общеобразовательном учреждении строится на взаимодействии не менее чем четырех сторон: "педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся"
Предложение:
включить "Проект концепции и содержания профессионального стандарта
педагога" в более масштабный документ, который определит
самосогласованные стандарты для всех участников образовательного
процесса:
- Профессиональный стандарт руководителя школы
- Профессиональный стандарт педагога
- Государственный стандарт родителя учащегося
- Государственный стандарт учащегося общеобразовательного учреждения
Требования стандартов для каждого участника педагогического процесса должны уравновешивать друг друга, давать механизмы для реализации каждого требования и нормы стандарта.
Например:
"Педагог должен: 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды."
В стандарте руководителя школы должна присутствовать симметричная формулировка, обеспечивающая поддержку данного требования стандарта педагога:
"руководитель школы ОБЯЗАН обеспечить помощь, создать условия, поддержку педагогу для эффективного регулирования поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды."
Должны быть прописаны требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, чтобы не концентрировать ответственность за "должен", ответственность за проблемы межличностного характера, проблемы создания условий безопасного и качественного учебного процесса на одном педагоге. Без, как минимум, четырехстороннего стандарта мы получаем жесткий регламент работы одного участника межличностного общения, при полной бесконтрольности и безответственности остальных равновесных, с точки зрения педагогики, участников педагогического процесса.
Пример:
"Педагог должен: "Владеть ИКТ-компетенциями."
Симметрично:
Руководитель школы ОБЯЗАН обеспечить условия педагогу для приобретения и реализации ИКТ-компетенций.
Пример: "Педагог должен: 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их."
Симметрично:
- Ученик: "должен соблюдать нормы межличностного поведения, признавать достоинство других учащихся, учителя, понимая и принимая их".
- Родитель: "должен соблюдать нормы межличностного поведения, признавать достоинство учителя, соблюдать в отношении учителя требования к кодексу общения".
- Руководитель: "обязан оказывать поддержку педагогам в общении с родителями, обеспечивать справедливое разрешение конфликтных ситуаций".
- Ученик: "поведение учащегося должно соответствовать нормам... в случае регулярного нарушения проблема разрешается на ..... с привлечением родителей и специалистов .... ".
Ответственность за поведение и воспитание учащегося должно четко возложено на родителя.
Учитель
должен нести ответственность за игнорирование и отсутствие работы по
выявлению имеющихся психических и поведенческих проблем учащегося, о которых он
должен информировать родителей и руководителя школы, однако он не должен
нести ответственность за проблемы, которые не являются результатом его
собственных действий.
В профессиональном стандарте должно быть более четко прописаны границы ответственности учителя, родителей, учащихся, и руководителя.
Нужно признать, что учащийся каждого возраста способен нести свою долю ответственности за свои действия, и четко прописать эту зону ответственности.
Нужно признать, что родители несут полную ответственность за своих детей, однако стандарт должен дать им возможность реализовать такое право - он имеет право поменять класс, школу, высказать по четкому протоколу претензии к школе и учителю, получить четкий, профессиональный ответ на свои замечания. Все права и обязанности четырех сторон не должны осуществлять за счет какой-то одной стороны.
В текущем варианте концепции профессионального стандарта все трудности воспитательного процесса возложены на одного педагога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий