Ушаков А.А. Подходы к оценке эффективности использования учебного оборудования //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с. 339-344.
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с. 339-344.
Изучение проблемы оценки эффективности использования ИКТ-технологий и других технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения показало, что на данный момент нет признанных и авторитетных подходов к организации такой оценки. Наиболее популярными являются критерии основанные на числовых показателях – «количество компьютеров на одного учащегося», «количество уроков с использованием ИКТ», «количество ЦОРов разработанных учителями» и т.д.
Такие критерии могут быть использованы на начальных этапах информатизации, как способ стимулирования внедрения средств ИКТ, и для качественного сравнения показателей информатизации разных учебных заведений. Однако они не могут ответить на вопрос – эффективно, или нет, используются ИКТ в конкретном учреждении. И они, безусловно, поощряют бесконтрольное, ничем неограниченное увеличение процента использования ИКТ в учебном процессе.
Между тем, большое количество компьютеров в школе, и уроков с использованием интерактивной доски, не является однозначным признаком эффективности использования ИКТ, т.к. основным показателем, по которому можно объективно оценить деятельность учебного учреждения, является уровень знаний, который получают в нем учащиеся. Вероятна ситуация, когда учитель, использующий интерактивную доску в течение всего урока, добьется меньшего качества знаний, чем учитель совсем не использующий ИКТ.
Важным требованием к уроку должна быть обоснованность использования ИКТ, данные технологии должны заменять традиционные средства обучения только при наличии доказанного преимущества: лучшего запоминания учащими учебного материала, увеличение их мотивации и скорости восприятия новой информации, реализацией новых форм деятельности и методов обучения, меньшей совокупной стоимостью по сравнению с альтернативными технологиями обучения.
Представляется разумным, что эффективность должна измеряться относительно некой нормы. Например, норма – «20% уроков в ОУ должны проводиться с использованием ИКТ» значительно упрощает оценку эффективности применения – 10% уроков с использованием ИКТ дает в таком случае 50% эффективность использования ИКТ в оцениваемом ОУ. Однако в реальной практике оценивание по такой методике недопустимо, т.к. истинная цель информатизации ОУ, как и всего его образовательного процесса, не увеличение количества в ОУ компьютерной техники, а увеличение качества предоставляемого им образовательных услуг.
Без сомнения зависимость между качеством обучения и количеством используемых в учебном процессе цифровых технологий нелинейная. При оснащении ОУ современным учебным оборудованием должен наступать момент насыщения, когда поступление новой техники уже никак не сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Максимальное количество интерактивных досок в ОУ определяется количеством учебных аудиторий. Досок не должно быть больше, чем кабинетов, в которых они могут использоваться. Однако с точки зрения эффективности учебного процесса их может быть еще меньше. Интерактивных досок в ОУ должны быть не больше количества его учебных аудиторий, и учителей, готовых с ней работать. И данное количество может быть уменьшено, если существует возможность получить тоже количество часов использования интерактивной доски, за счет не увеличения их количества, а за счет более эффективного расписания занятий, обеспечивающего доступ к доске наибольшего количества учителей.
Данный пример демонстрирует, что очень сложно установить какие-либо четкие количественные рекомендации по оснащению школ и пропорциям использования в образовательном процессе тех или иных методов и средств обучения. Они, безусловно индивидуальны для каждого учреждения, и определяются особенностями организации учебного процесса в этом учреждении, особенностями методики конкретных учителей этого учреждения. Нельзя сказать – «в каждой школе должны быть не менее 1 интерактивной доски на 3 учителя, 1 документ-камеры на 5 учителей и т.д.», т.к. это механистических подход, не учитывающий то, что каждый из перечисленных инструментов не только имеет четкий, заранее заданный функционал, но и то, что они создавались для реализации определенных педагогических технологий обучения. Например, использование лингафонных кабинетов в обычной общеобразовательной школе, безусловно, менее эффективно, чем в специализированной школе углубленного изучения иностранных языков или на факультете иностранных языков высшего учебного заведения.
Вполне вероятно, что педагогические технологии, на которые рассчитаны обсуждаемые технические средства обучения используются в конкретной школе в других пропорциях. Поэтому более правильным была бы формулировка – «технические средства обучения должны соответствовать реализуемым учреждением педагогическим технологиям».
Безусловно, логика оценки эффективности использования оборудования должна идти от целей и задач обучения, федерального государственного образовательного стандарта:
ФГОС – Цели и задачи ФГОС – Педагог – Методика обучения, используемая педагогом – Технические средства обучения – Контроль достижения целей и задач ФГОС.
Оборудование используется эффективно, если оно соответствует используемой методике обучения, которая в свою очередь достигает результатов предъявляемых к учащимся ФГОС.
Предлагаем оценивать эффективность оборудования по трем показателям:
1. КЭО (Экономическая
обоснованность используемых средств ИКТ)
Экономическую
обоснованность используемых технологий можно оценить, соотнеся их стоимость с
количеством мероприятий, уроков, присутствовавших на них учащихся. При наличии
норм подушевого финансирования данный критерий может считаться достаточно
объективным. Оборудование может считаться используемым неэффективно, если в
течение всего срока его службы произведение общей суммы времени его учебной
эксплуатации и стоимости этого времени, исходя из нормы подушевого
финансирования учащихся, которые обучались с помощью данного оборудования,
существенно меньше его стоимости.
2. КРЦЗ (Реализация целей и задач, поставленных перед
рассматриваемыми средствами ИКТ)
Приобретение
каждого устройства или технологии ИКТ должно предваряться обоснованием,
постановкой целей и задач, которые будут достигаться, и решаться, с помощью
данного оборудования. Степень реализации первоначальных целей и задач является
объективным критерием эффективности использования учебного, в том числе
цифрового, оборудования.
3. КРФГОС
(Степень реализации Федерального образовательного стандарта)
Введение
Федерального государственного образовательного стандарта дает для оценки
эффективности использования ИКТ множество норм и показателей, которые могут быть реализованы или не реализованы ОУ
с помощью имеющегося в его материальном
фонде средств ИКТ. Степень реализации ИКТ-составляющей ФГОС может
рассматриваться как качественный показатель степени эффективности использования
образовательным учреждением средств ИКТ
Данные коэффициенты являются попыткой приблизиться к объективным показателям оценки эффективности использования современных средств обучения.
Приоритет коэффициентов: КЭО>КРЦЗ>КРФГОС, т.е. вне зависимости от учебной эффективности технических средств обучения приоритетным является коэффициент экономической эффективности, который оценивает отношение стоимости оборудования и учебного времени, в течение которого оно будет задействовано.
Выводы:
1. Невозможно оценить
эффективность использования учебного оборудования, если до его приобретения не
составлялось некое дерево целей и задач, которые будут реализовываться с его помощью. Цели и задачи должны формулироваться предельно
конкретно, так, чтобы в дальнейшем, при контроле, можно было однозначно судить,
достигнуты они или нет. Желательно оформлять обоснование для запрашиваемого
оборудования в некой стандартной форме, одинаковой для всего оборудования
учреждения. Нужно заранее заявлять количество уроков, мероприятий, на которых
будет применяться оборудование, количество детей, которые будут, даже косвенно,
его использовать и т.д.
2. После
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) все
мероприятия, которые реализуются в
общеобразовательной школе, должны быть нацелены на их реализацию.
Организация общеобразовательным
учреждением мероприятий не соответствующих ФГОС, при реализации их за счет бюджетного
финансирования, может быть расценено как нецелевое или неэффективное
использование средств.
Соответственно
любое обоснование на приобретение оборудования должно расцениваться с точки
зрения эффективности реализации с его помощью не только частных целей и задач,
используемых в обосновании, но более глобальных, заложенных во ФГОС.
3. Вне
зависимости от убедительности аргументации в заявке на оборудование. требуется
оценка экономической эффективности дальнейшего его использования (формула
выше). Ввиду сложности количественной оценки рекомендуется предварительный
расчет коэффициента для наиболее типичных устройств используемых в ОУ, и в
дальнейшем производить качественную сравнительную оценку с эталонными
значениями для всех аналогичных устройств.
Зная
размер среднего подушевом финансировании, количество учебных недель в году,
среднюю учебную нагрузку в неделю для общеобразовательного учреждения можно
рассчитать минимально-оправданное время использования в учебном процессе
типичных образцов учебного оборудования.
Таблица
Условия
экономической эффективности использования типичного учебного оборудования
Тип учебного оборудования
|
Средняя цена
|
Типичный размер учебной группы (количество учащихся)
|
Рекомендуемое минимальное время использования
оборудования в неделю (учебные часы)
|
Количество уроков в неделю
|
|
1.
|
Интерактивная
доска
|
60000
|
30
|
0,7
|
2-4
|
2.
|
Документ-камера
|
35000
|
30
|
0,41
|
1-2
|
3.
|
Мультимедийный
проектор
|
25000
|
30
|
0,29
|
1-2
|
4.
|
Ноутбук
ученика
|
25000
|
1
|
8,75
|
16-20
|
5.
|
Персональный
компьютер ученика
|
25000
|
1
|
8,75
|
16-20
|
6.
|
Цифровой
микроскоп (совместное использование с мультимедийным проектором)
|
7000
|
30
|
0,08
|
1 урок в 5 недель
|
7.
|
Конструктор
Lego Education
|
21000
|
4
|
1,84
|
2-3
|
8.
|
Графический
планшет
|
7000
|
1
|
2,45
|
8-12
|
9.
|
Естественнонаучная
цифровая лаборатория (демонстрационный эксперимент)
|
150000
|
30
|
1,75
|
5-7
|
Значения в таблице показывают
предельно-минимальное время использования рассматриваемых устройств, если в
реальной практике наблюдается меньшее
время можно говорить об однозначной неэффективности использования оборудования.
Типичным примером является использование
цифровых лабораторий для фронтальных лабораторных работ. При значительной
стоимости полноценной цифровой лаборатории и их использовании для работы с
группой до 4 учащихся для их условной экономической окупаемости требует 20-30
таких занятий в неделю. Если организовать такую загруженность цифровой
лаборатории не удается, от покупки большого количества лабораторий необходимых
для фронтальной работы желательно отказаться.
Итог:
эффективно используемое учебное оборудование не должно быть дороже того
учебного времени в котором оно задействовано, оно должно работать на достижение
сформулированных в обоснование на его приобретение целей и задач, которые
должны формулироваться ориентируясь на наиболее полную реализацию ФГОС.
Совершенно с Вами согласна, необходимо отслеживать целесообразность использования средств ИКТ. В нашей школе, например,чаще всего интерактивную доску, стоимостью более 100 тыс. руб. ставят в кабинет учителю, не умеющую ею пользоваться, которую он использует её как проектор с экраном.
ОтветитьУдалитьЭто типичная ситуация. Фактически учитель использует не доску, а экран, который стоит 4 т.рублей. Остальные 98 т.рублей просто "выкинуты". В то время как они могли бы работать в учебном процессе в другом качестве - в виде ноутбуков, микроскопов, конструкторов или систем голосования... Ошибка оснащения школ в том, что те кто за нее отвечают верят что оборудование автоматически повышает качество учебного процесса. Между тем это не более чем "одежда" для педагогической технологии учителя, которой нужно обеспечивать каждого учителя индивидуально, "примеривая" то или иное устройство.
Удалить