Страницы

понедельник, 27 октября 2014 г.

Перспективны использования инновационных технологий в школах Алтайского края


Система образования Российской федерации за последние 15 лет прошла через целую серию реформ, в результате которых значительно, хотя мы не всегда это осознаем, было изменено нормативное и содержательное обеспечение образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Изменилось не только содержание, но и форма организации учебной деятельности, в школе стали массово использовать цифровые образовательные ресурсы, стала привычной сеть Интернет, на уроках применяются интерактивные доски, системы голосования, цифровые лаборатории. Зачастую освоение новых технических средств обучения отстает от процесса оснащения ими образовательных организаций.
Проблема неиспользования имеющегося учебно-лабораторного оборудования в настоящее время, из-за дефицита подготовленных специалистов, готовых использовать его в своей учебный деятельности, стоит не менее остро, чем нехватка данного оборудования. Может складываться впечатление, что это главная проблема, на которую должны быть направлены все силы, т.к. общая концепция организации учебного процесса уже сформирована, и остается только ее реализовывать, постепенно дооснащяя школы и обеспечивая планомерное повышение квалификации учителей.
Однако, к счастью это не так, педагогическая технология не остановила свое развитие, и за ней следует развитие информационных технологий, которые обеспечивают реализацию новых методов и форм обучения. В современный педагогический язык входят новые понятия, либо уже ранее известные, которые после многих лет постепенного развития приобретают новую силу и актуальность.
Например, новый Федеральный закон об образовании, от декабря 2012 года, впервые дал однозначное, эталонное, определение «электронному обучению». После множества лет споров, электронное обучение четко отделили от «компьютерного обучения» и «дистанционного обучения». Ранее некоторые педагоги использовали использовать их как синонимы.
Итак, электронное обучение это в первую очередь организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных информацией. Определение включает возможность использования в электронном обучении информационных технологий, разнообразных технических средств, компьютерных сетей, но они являются второстепенными элементами. Главный признак – обучение на основе использования информации, организованной в форме баз данных. Наличие в определении таких понятий как «информационно-телекоммуникационные сети», которые обеспечивают «взаимодействие обучающихся и педагогических работников» не является указанием на применение дистанционных технологий обучения. Электронное обучение может быть реализовано и в очной форме, при этом компьютерные сети могут использоваться для обеспечения доступа к базам цифровых образовательных ресурсов, обеспечения сетевого тестирования учащихся, общения в рамках электронной информационно-образовательной среды организации.
Электронное образование не является абстрактной возможностью для средней общеобразовательной школы. Новый закон об образовании четко предписывают необходимость введения в учебный процесс, наравне с печатными учебниками, или с их полным замещением, электронных версий одобренных министерством учебников. Уже с января 2015 года издательства должны представить школам возможность выбора между электронной или печатной версией учебника.
Использование электронных учебников, благодаря наличию в них не только статических текстов и картинок, но и различных мультимедийных и интерактивных элементов, позволит школам реализовать элементы электронного обучения. С такими учебниками удобно работать с помощью компьютерных планшетов. При активном использовании компьютерных планшетов можно сделать шаг к еще одной технологии – «мобильному обучению». Это технология является ориентируется на использование мобильных устройств – компьютерных планшетов, ноутбуков, нетбуков и обеспечении условий обучения, которое проходит независимо от местонахождения, учащегося и ученика. Если весь необходимый учебный материал доступен через устройство весом в 300-600 грамм, если это устройство обеспечивает коммуникацию с другими учащимися и учителем, то становится возможным организовывать обучение вне класса, в том числе в условиях, когда учащийся, и учитель, находят на значительном удалении друг от друга. 
Безусловно мобильные обучение содержит в себе элементы дистанционных технологий, однако, благодаря его особенностям, используемым технологиями, опоре на электронное обучение, это полностью неидентичные понятия. Такая двойственность позволила сформулировать и развить идею «гибридного обучения».
Данный тип обучения сочетает преимущества как очной, так и дистанционной формы обучения, учебные материалы и занятия адаптируются таким образом, чтобы дистанционные и очные занятия дополняли друг друга.  Ученики и учитель используют на очных уроках мобильные технологии, компактные компьютерные устройства, единые базы учебных материалов, коммуникационную среду для общения с учителем и обсуждения заданий друг с другом, и переход к дистанционной форме общения не разрывает общею логику работы класса.
«Гибридное обучение» так же уже не является последним достижением технологии обучения, зарубежная педагогика начинает разрабатывать его логическое развитие – технологию, которая получила наименование «перевернутый класс». Это модель гибридного обучения, при котором предварительное изучение нового материала осуществляется учащимся самостоятельно, дома. Для этого используются не только классические электронные обучающие ресурсы, но и учебное видео, которое объясняет ученику новый материал. Снова и снова, понятным для его возраста языком, с демонстрацией промеров решения задач и образцов выполнения упражнений. В классе, под руководством учителя, осуществляется проверка понимания нового материала, его закрепление, совместная деятельность, в которой учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом. Технология получила свое наименование из-за изменения порядка изучения материала – дома учащиеся изучают теорию, в классе занимаются ее закреплением.  Такая технология более эффективно использует рабочее время учителя, позволяет больше времени уделять общению с учащимся.