Страницы

пятница, 4 июля 2014 г.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ушаков А.А. Подходы к оценке эффективности использования учебного оборудования //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с. 339-344.




Изучение проблемы оценки эффективности использования ИКТ-технологий и других технических средств обучения  в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения показало, что на данный момент нет признанных и авторитетных подходов к организации такой оценки. Наиболее популярными являются критерии основанные на числовых показателях – «количество компьютеров на одного учащегося», «количество уроков с использованием ИКТ», «количество ЦОРов разработанных учителями» и т.д.


Такие критерии могут быть использованы на начальных этапах информатизации, как способ стимулирования внедрения средств ИКТ, и для качественного сравнения показателей информатизации разных учебных заведений. Однако они не могут ответить на вопрос – эффективно, или нет, используются ИКТ в конкретном учреждении. И они, безусловно, поощряют бесконтрольное, ничем неограниченное увеличение процента использования ИКТ в учебном процессе.


Между тем, большое количество компьютеров в школе, и уроков с использованием интерактивной доски, не является однозначным признаком эффективности использования ИКТ, т.к. основным показателем, по которому можно объективно оценить деятельность учебного учреждения, является уровень знаний, который получают в нем учащиеся. Вероятна ситуация, когда учитель, использующий интерактивную доску в течение всего урока, добьется меньшего качества знаний, чем учитель совсем не использующий ИКТ.


Важным требованием к уроку должна быть обоснованность использования ИКТ, данные технологии должны заменять традиционные средства обучения только при наличии доказанного преимущества: лучшего запоминания учащими учебного материала, увеличение их мотивации и скорости восприятия новой информации, реализацией новых форм деятельности и методов обучения, меньшей совокупной стоимостью по сравнению с альтернативными технологиями обучения.


Представляется разумным, что эффективность должна измеряться относительно некой нормы. Например, норма – «20% уроков в ОУ должны проводиться с использованием ИКТ» значительно упрощает оценку эффективности применения  – 10% уроков с использованием ИКТ дает в таком случае 50% эффективность использования ИКТ в оцениваемом ОУ. Однако в реальной практике оценивание по такой методике недопустимо, т.к. истинная цель информатизации ОУ, как и всего его образовательного процесса, не увеличение количества в ОУ компьютерной техники, а увеличение качества предоставляемого им образовательных услуг.


Без сомнения зависимость между качеством обучения и количеством используемых в учебном процессе цифровых технологий нелинейная. При оснащении ОУ современным учебным оборудованием должен наступать момент насыщения, когда поступление новой техники уже никак не сказывается на учебно-воспитательном процессе.


Максимальное количество интерактивных досок в ОУ определяется количеством учебных аудиторий. Досок не должно быть больше, чем кабинетов, в которых они могут использоваться. Однако с точки зрения эффективности учебного процесса их может быть еще меньше. Интерактивных досок в ОУ должны быть не больше количества его учебных аудиторий, и учителей, готовых с ней работать. И данное количество может быть уменьшено, если существует возможность получить тоже количество часов использования интерактивной доски, за счет не увеличения их количества, а за счет более эффективного расписания занятий, обеспечивающего доступ  к доске наибольшего количества учителей.

четверг, 3 июля 2014 г.

Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием



Ушаков А.А. Применение современных информационных технологий в государственно-общественном управлении образованием //
Инфо-Стратегия 2014: Общество. Государство. Образование VI Международная научно-практическая конференция, 30 июня-3 июля 2014 г. : сборник материалов (ISBN 978-5-9905602-8-4), с.335-339.

Развитие государственно-общественного управления образованием (ГОУО), создание условий для информационной открытости образовательных организаций, и всей системы управления образованием в целом, является одним из приоритетных направлений модернизации образования в последние годы.
В федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011 - 2015 годы [2] распространение моделей государственно-общественного управления образованием заявляется как одна из основных задач, в том числе в таких вопросах, как создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
Многие положения государственно-общественного управления образованием сформулированы в статье 89 «Управление системой образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]:
- Первый пункт данной статьи четко определяет акценты – «управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
- Второй пункт не менее важен, он описывает модель управление системой образования, которая, в том числе, должна включать в себя:
· Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
·        проведение мониторинга в системе образования;
· информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
· независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
·      подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
В 2014 году Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (КГБОУ АКИПКРО), в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки (ФСП), организовал всероссийские дистанционные курсы повышения квалификации в области применения ИКТ в государственного-общественном управлении образованием. Существует множество информационных технологий, которые могут использоваться в ГОУО: информационные сервисы, информационно-консультационные системы, автоматические системы управления, различные коммуникационные технологии… Однако в рамках учебной программы данных курсов требовалось продемонстрировать решение наибольшего количество перечисленных выше проблем и задач ГОУО наименьшим количеством ИКТ-инструментов и сервисом.  Т.е. предложить для решения задачи оптимальный набор инструментов.
В рамках курсов в качестве такого набора были представлены три системы:
1.      АИС Сетевой Город. Образование – как система для комплексного решения задач в области государственного управления образованием.
2.      Moodle – как универсальная платформа обеспечивающая решения задач в области государственно-общественного управления образованием.
3.      Платформа Blogspot от компании Google – сервис создания блогов, как платформа которая может быть использована в области общественного управления образованием, в деятельности общественных организаций или общественных деятелей.