Страницы

четверг, 11 апреля 2013 г.

Решение исследовательских задач на факультативных занятиях по робототехнике

Ушаков А.А., Гимназия №42
С момента появления в школе курса информатики идут споры о ее месте и роли в системе научных и гуманитарных знаний, которые должны быть усвоены школьниками. Без сомнения информатика это наука о способах получения и обработки информации - актуальная наука, т.к. мы являемся свидетелями того, как происходит процесс перераспределения приоритетов общества с материальных процессов на информационные. В нашем веке владение информацией, знаниями, патентами, интеллектуальными правами, умение получать новую информацию, важнее, чем обладание материальными ресурсами и средствами производства.

Специалисты по информационным технологиям нужны, однако остаются вопросы, всегда сопровождавшие курс школьной информатики – программирование или владение существующими программами? Что важнее? Какое соотношение теории и практики является оптимальным?

Ответы на данные вопросы менялись в зависимости от техники, которая становилась доступной школе. Когда в школах появились первые программируемые калькуляторы, на уроках информатики большое внимание уделяли математической стороне решаемых задач и низкоуровневому программированию. Появления первых, еще примитивных, школьных компьютеров привело к созданию курса информатики с уклоном на изучение языков программирования и решение алгоритмических задач. В настоящее время информатика переживает этап, который условно можно назвать «ориентация на практику». Благодаря техническому прогрессу современные школьные компьютеры обладают практически неограниченными возможностями и учителя зачастую не могут избежать соблазна от ориентации на какие-то профессиональные программные продукты. Курс информатики, как науки, может сводиться до узко-технологической составляющей – изучение текстового редактора, редактора векторной графики и т.д.

Между тем мы не должны забывать, что целью образования, получаемого школьниками, являются не только частные факты или навыки, но и развитие ума и чувства, умения критически мыслить, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Если с этой позиции нужно рассматривать информатику, то окажется, что это очень разносторонний предмет, тесно интегрированный с другими науками, который может внести существенный в клад в формирование мировоззрения ребенка, овладение научным методом познания и восприятие им школьных дисциплин как комплекс взаимосвязанных знаний.

С это точки зрения изучение программирования в школьном курсе информатики должно рассматриваться не как процесс усвоения конкретного языка программирования, а с точки зрения развития личности ребенка. Этим объясняется большое количество учебных языков программирования основанных на концепции робота исполнителя. Ребенок не должен вникать в сложные структуры профессионального языка программирования, он должен усвоить некие фундаментальные принципы, которые лежат в процессе формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Язык программирования должен быть простым, наглядным, но одновременно и привлекательным, позволяющим реализовывать на интересные детям проекты. Таким языком является Лого, который применяется для формирования мышления детей начальной и средней школы. Его разработчику, Сеймуру Пейперту, удалось создать язык, который в игровой форме развивает мышление ребенка. Лого тесно взаимосвязано с понятием Исполнитель, в качестве которого вводится робот Черепашка. Исполнитель представляет мысль предметной форме, облегчая детям восприятие абстрактных концепций. В России данный язык программирования используется на уроках информатики уже два десятка лет, Сеймур Пейперт неоднократно посещал нашу страну с лекциями и семинарами. Однако в настоящее время стала доступной новая технология обучения, продолжающая традиции Лого, - компьютеризированные конструкторы производства Лего.