Страницы

среда, 26 апреля 2006 г.

Внедрение информационных технологий в систему образования г. Барнаула



Это не статья, а текст выступления перед достаточно ограниченной аудиторией 25 апреля 2006 года. Содержание интересно с исторической точки зрения, т.к. некоторые предложения действительно были приняты к реализации, а другие стали вектором для моего дальнейшего развития. Публикую дословно, со всеми глупостями, 16 июня 2014 года.
 
Цели: Повышения качества учебно-воспитательного процесса средней школы. Расширение спектра образовательных услуг. Дифференциация образовательного процесса. Вовлечение в образовательно-воспитательную среду детей выпавших из традиционной системы образования. Повышения эффективности, прозрачности административной деятельности.

Задачи: подключение школ к общегородской высокоскоростной компьютерной сети. Создание системы образовательных ресурсов, соответствующих текущим потребностям среднего образования Алтайского края. Создание телекоммуникационной системы обмена информацией между субъектами образовательного процесса.

Для определения наилучшей структуры будущей единой информационно-образовательной среды города Барнаула нужно определить категории пользователей, под которые она создается. Согласно поставленной задаче, мы выделяем четыре группы, целям и задачам которых она должна соответствовать: ученики, учителя, родители, административные работники. Порядок перечисления показывает приоритет этих групп в системе разрабатываемой образовательной среды.

Рассмотрим базовые (основные) потребности каждой группы.

1) Ученики:

Образование – ребенок должен иметь возможность найти в компьютерной сети поддержку в решении всех задач, которые он решает в процессе учебной деятельности. А также материалы для самообразования, которым он занимается по собственной инициативе.

Воспитание – ребенок не должен выпадать из воспитательного процесса, поэтому структура и наполнение ресурсов образовательной сети должна быть такой, чтобы исключить негативное воздействие на психику ребенка. Виртуальное общение детей должно в ненавязчивой форме контролироваться, материалы, размещенные в публичном доступе, должны проходить цензуру. Позитивное воспитательное воздействие осуществляется вовлечением школьников в общественно значимые проекты, личным примером, деятельностью осуществляемой при поддержке образовательной сети.

Развлечение – развлекательные ресурсы образовательной сети должны быть направлены на образовательные и воспитательные цели, стоящие перед школьниками.

Защита прав – реализуется посредством юридических, психологических и т.д. консультаций осуществляемых, в том числе и в анонимной форме, с помощью коммуникационных возможностей компьютерной сети.

2) Учителя:

Повышение эффективность труда - использование образовательной сети позволяет использовать новые инновационные методы, формы учебно-воспитательной работы, которые повышают эффективность труда учителя, как благодаря своим объективным достоинствам, так и из-за эффекта новизны.

Повышение квалификации – можно выделить две формы самообразования,  предоставляемые компьютерной сетью. Пассивная – работа с электронными методическими материалами. Деятельная – участия в различных формах дистанционных мероприятий: конференциях, конкурсах, педсоветах, научных проектах и т.д. Требуется предусмотреть юридическую фиксацию достижений учителя: официальные грамоты; документы, подтверждающие факт повышения квалификации; возможность засчитать разработанные и выложенные на общий доступ методические разработки как официально опубликованные в периодическом издании материалы.

Информационная поддержка – получение доступа, в стандартной, доступной форме, ко всем приказам, распоряжениям, законам касающихся деятельности  учителя, образовательного учреждения, образования в целом. Получение консультаций, интерпретаций данных документов и т.д.

3) Родители:

оперативный контроль за процессом обучения ребенка; возможность получения объективной информации обо всех вариантах выбора образовательных возможностей лежащих перед ребенком; получение консультаций, помощи в воспитании ребенка.

4) Административные работники:

в числе многих возможностей предоставляемой образовательной компьютерной сетью важной задачей является внедрение электронного документооборота.



Общее представление о структуре городской образовательной компьютерной сети.



Центральное место образовательной сети занимает Интернет-портал, который концентрирует все сетевые ресурсы, предлагаемые системой образованием города.

Портал имеет структуру, которая определяется потребностями всех четырех рассмотренных выше групп пользователей:

1. Net Школа – отвечает за компьютеризацию стандартного документооборота школ города.

2. Электронная библиотека, которая содержит

а) все учебные материалы необходимые школьнику: художественная литература, статьи, учебники, методическая литература, справочники и т.д. Вся нужная литература присутствует в глобальной сети, размещению ее в библиотеке портала может помешать только ограничения авторского права. Однако существование крупных электронных библиотек сети Интернет показывает, что при отсутствии коммерческой выгоды можно использовать большую часть необходимой литературы. (В гимназии №42 имеются CD и DVD с подборкой художественной литературы. Несколько лет существовал общедоступный веб-интерфейс к каталогу школьной библиотеки, ее ресурсам, однако в настоящее время сервис из-за технического сбоя не работает).

б) материалы необходимые учителю.

в) методические разработки учителей города (края).

г) материалы открытых уроков (возможно в форме видеозаписей).

д) свободное программное обеспечение, которое может потребоваться для выполнения той или оной работы.

е) и т.д. В идеале любое домашнее задание школьника, любое упоминание того или иного источника должно сопровождаться точной ссылкой на ресурс образовательной сети. (В гимназии №42 такая ситуация с предметом Информатика, существует подборка электронных документов, которые дублируют все необходимые школьнику учебники и учебные материалы)

3. Интернет страницы школ города Барнаула.

Желательно предоставление школам места для размещения веб-страниц, в случае отсутствия такой возможности должен существовать каталог, в который можно самостоятельно добавить ссылку на существующую страницу.

4. Раздел творческих работ учащихся.

Размещаются не только самые лучшие работы, а все превышающие минимально необходимый уровень качества. Существование такой коллекции ученических работ оказывает стимулирующие воздействие на творческую активность учащихся. (В гимназии №42 существует такое хранилище ученических работ, часть работ размещено на сайте кафедры информатики)

5. Большой коммуникационный раздел

а) Тематические форумы – специализированные форумы для учеников, учителей, родителей. Цель тематического форума – консультирование, обучение, информирование соответствующих групп участников педагогического процесса. Стиль общения – свободный, под наблюдением администраторов форума. Тематика форумов и их количество определяется наличием нужного числа специалистов способных выступать в качестве администраторов. В идеале каждая организация, каждый образовательный проект, конкурс, курс должен иметь форум, осуществляющий их информационное сопровождение и обратную связь с их участниками, потребителями, заинтересованными лицами. Все форумы собраны в виде компактного, логично распланированного блока.

б) Тематические списки почтовых рассылок – основные пользователи учителя и администрация. Рассылки направлены на конкретные группы пользователей: учителя; администрация; родители; учителя – истории, информатики, математики и т.д. Цель рассылок – оперативное получение информации. Направление передачи информации преимущественно одностороннее – от организаторов, руководителей к пользователям, участникам, подчиненным. Однако в ряде рассылок возможно поощрять взаимоинформирование, одноранговое общение. В таких рассылках может передаваться информация об олимпиадах, конкурсах, планы работы на следующий учебный период, приглашения принять участие в конференции, приказы вышестоящих организация и т.д.

Информация о почтовых рассылках, способах подписки на них, способах управление ею, должна быть в систематизирована, стандартизирована и размещена на страницах портала в виде логично распланированного блока.

в) Системы Вопрос-ответ

Считаю необходимым ввести не менее трех служб: психологическую, юридическую и горячую линию, цель которых  – сделать специальную помощь более доступной для детей и их родителей. Возможно, требуется ввести анонимное обращение. Особо отмечаю последнюю службу. Ее цель - сбор информации о правонарушениях, несоблюдении прав школьников и т.п. Снижение нравственных критериев в обществе  сказывается на школе и школьниках. Курение, распитие школьниками спиртных напитков уже не самая серьезная опасность. Участились случаи вымогательства, в руки школьников попадают наркотики (в ряде случаев систематически), имеются серьезные случаи нападения на школьников с целью грабежа. О таких случаях зачастую не информируют не только милицию, но и учителей с родителями. Данная служба должна помочь собрать независимую, объективную информацию, которая школе позволит более адекватно реагировать на существующую ситуацию. При обращении должна гарантироваться анонимность.

6. Раздел олимпиад и конкурсов

Компьютерная сеть позволяет более широко привлечь школьников к участию в нестандартной учебной деятельности. Считаю, что одна из важнейших задача образовательной сети и ее портала является систематизация всех проводящихся в городе (крае) олимпиад, она должна поощрять их организацию, методически поддерживать, рекламировать.

Дистанционные образовательные проекты должны быть равномерно распределены по всему учебному году, с учетом каникул, четвертей, экзаменов и других тонкостей, связанных с работой среднеобразовательного учреждения. Каждая школа, участвующая в проекте образовательной компьютерной сети, имеет какие-то свои сильные общепризнанные качества, предметы в которых сильны их ученики, своих грамотных учителей-предметников. Для более полного использования их знаний и талантов требуется более широко задействовать их в организации и проведении такого рода мероприятий.

7. Система дистанционного тестирования

Тестирование по школьным предметам, за разные годы обучения. Тесты, соответствующие программам по которым обучаются учащиеся школ города.

8. Периодическое Интернет-издание

а) Детская периодическая газета  - в отсутствии детской общественной организации воспитание детей носит неполный характер, отсутствует полноценное развитие таких качеств как общественная активность, социальная ответственность, не развивается чувство сопричастности к происходящему в окружающем мире. Средством для развития таких качеств является целенаправленная общественнозначимая деятельность учащихся. Одним из способов организации и рекламирования такой деятельности вижу создание на базе ресурсов образовательной сети детской Интернет-газеты. Газеты, которая пишется детьми, для детей и о детях. Один из вариантов газета «Пионерская правда», сайт http://www.pionerka.ru/, или некоторые другие аналоги. Газета, в которой дети являются корреспондентами, пишут о мероприятиях, в которых они участвуют, своих увлечениях, хобби и т.д., самостоятельно выбирают темы репортажей.  Взрослые оказывают ненавязчивую помощь, предлагают идеи, оказывают поддержку. Считаю, что массовое участие учителей в работе газеты потребуется только при организации первых выпусков газеты, после отбора инициативных школьников газета перейдет на практически полное самоуправление, требующей только небольшой регулярной коррекции. Условное название газеты: «Школьная жизнь».

б) Учительская периодическая Интернет-газета 

Периодических изданий, конференций, где учитель мог бы опубликовать свои методические разработки вполне достаточно. Однако задача учительской газеты другая – легализация учительских разработок, защита авторского права. Учителя в процессе работы в проектах городской образовательной сети будут вырабатывать материалы, которые будут лежать в открытом доступе. Один из простых и доступных способов их юридической защиты является оперативная публикация их в полной версии, или в виде обзора, на страницах вебсайта имеющего статус периодического издания.


Потенциал гимназии №42


1. В гимназии с начала 2005-2006 учебного года проходит экспериментальную проверку система «Net школа». Участники работы: зам.директора Муратов А.Ю., завучи гимназии, учителя информатики, учителя предметники, учащиеся и родители экспериментальных классов. В процессе эксперимента проверен полный рабочий цикл системы. Вывод: «Net школа» действительно может использоваться в школьных условиях.

2. Кафедра информатики

Гимназия шесть раз провела всероссийскую олимпиаду по программированию. Учащиеся гимназии не менее двух раз в месяц участвуют в дистанционных олимпиадах по программированию (руководство Юрцевой С.С., Горбунова И.В.). Для тренировки команд в гимназии используется собственная автоматическая тестовая система проверки решенных задач.

Имеется опыт организации и проведения районных олимпиад.

Несколько раз в год учащиеся гимназии участвуют в конкурсах по информатике для гуманитарных классов.

Не менее двух раз гимназисты младших и средних классов участвовали в олимпиадах по программированию с помощью языка Logo (Карзакова О.В., Горбунова И.В., Ушаков А.А.). Имеется опыт организации и проведения внутришкольных олимпиад по Logo.

Регулярно участвуют гимназисты младших классов в проектах Роботландии (Карзакова О.В.).

Вывод: учителя информатики гимназии №42 могут привлекаться для организации олимпиад и конкурсов по информатике по направление: программирование для старших классов, программирование в среде Logo, Роботландия (специалист Карзакова О.В.), вебдизайн и компьютерная графика. Вариант автоматической тестовой системы можно использовать для организации с помощью портала образовательной сети общегородских дистанционных олимпиад по программированию.

3. Учителя гимназии (далеко неполный список), имеющие опыт неоднократного участия в дистанционных образовательных мероприятиях и способные участвовать в организации дистанционных образовательных мероприятий по своему предмету:

Крымова Л.Н. (математика), Кравцов О.Н. (химия),  Козлова В.М. (биология), Екшибарова Н.А. (география), Проскурина О.С. (русский язык и литература), Муратов А.Ю. (английский яз.) и др.

Вывод: гимназия имеет опыт участия в дистанционных мероприятиях практически по всем предметам, ее учителя имеют опыт и квалификацию для работы по организации собственных дистанционных проектов.

4. Психолог гимназии, Шилова О.В., также как и аналогичные специалисты других школ могут быть привлечены к работе в психологической службе образовательной сети.

5. В гимназии проводился экспериментальный дистанционный педагогический совет (Веряев А.А., Муратов А.Ю., Ушаков А.А.) с использование видеоконференций. С учетом опыта данного эксперимента возможно проведение педагогических педсоветов в рамках городской сети. Возможна экспериментальная работа по использованию видеоконференций для проведения дистанционных мероприятий с участием школьников.

6. В гимназии проводились эксперименты по организации локальных учебных телеконференций (Ушаков А.А.), в форме игровой деятельности (Ушаков А.А., Горбунова И.В.), для проведения сетевых дискуссий (Соловьева И.В., Ушаков А.А.) и т.д.

7. Учителями гимназии на своих уроках  активно используются мультимедийные возможности компьютеров (английский язык, география, русский, изобразительное искусство, биология, химия, информатика и т.д.). Для этой цели используется Интернет класс, который по существу частично является медиакабинетом гимназии.

Опыт показывает, что одного медиакабинета школе недостаточно. В качестве его дополнения в гимназии используют мобильный компьютер с проектором и сетевой картой WiFi, которая позволяет компьютеру подключаться к локальной сети гимназии практически в любой точке гимназии. Этот компромисс по уровню удовлетворения потребностей учителя во многих случаях практически не уступает полноценному медиакабинету.

Вывод:  в ряде случаев в качестве альтернативы медиакабинету школы могут использовать мобильный комплект из ноутбука и проектора.

8. Подключение к Интернет, организация сети Интранет гимназии осуществляется с помощью сервера работающего под UNIX-подобной операционной системой, и набором программ для этой ОС. Однако управление такой операционной системой, ее настройка требует специального администратора. В качестве альтернативы можно предложить EServ, программу российского производства, специально предназначенную для организации подключения локальной компьютерной сети и поддержку всех Интернет-сервисов: вебсервер, прокси-сервер, почтовый-новостной сервер и т.д. Гимназия имеет лицензию на использование этой программы, в течение трех лет ее возможности использовались для проведения локальных учебных телеконференций.

Краткие выводы

Одной из основ информатизации системы образования города Барнаула должна стать работа по созданию и поддержке городского образовательного Интернет-портала, адрес которого должны знать все субъекты образовательного процесса: ученики, учителя, родители и д.р.