Страницы

четверг, 23 сентября 2004 г.

Особенности организации учебных телеконференций



Выступление на конференции в БГПУ. 23 сентября 2004

Внедрение в учебный процесс российских школ телекоммуникационных технологий, ресурсозатратность этого процесса, ставит вопрос об эффективности их использования. Телекоммуникационные проекты дистанционного образования, активно внедряемые в образовательный процесс средний школы, состоят при первом приближении из трех основных компонентов: источник образовательной информации (организаторы проекта, вебсайты и т.д.), обучаемых и компьютерных телекоммуникационных линий связи. Проблемным является третий компонент - в России, согласно данным статистики, существует дефицит качественных, высокоскоростных линий связи, значительна стоимость их эксплуатации.
Между тем главная цель, которую ставит перед собой учитель привлекая обычного, среднестатистического школьника к участию в таких проектах, не уникальные знания, получение которых невозможно другими средствами, а попытка заинтересовать школьника в получении знаний и умений обязательного образовательного минимума конкретного предмета. В получении навыков обучения по технологии дистанционного образования, которые в последствии отдельные школьники смогут использовать для дополнительного самообразования. Решение проблемы коммуникационных линий мы видим в уменьшении расстояния между источниками информации и обучаемыми - в проведении учебных телекоммуникационных проектов в сетях масштаба Интранет, локальной школьной компьютерной сети.
Существует возможность организации сетевых проектов силами учителей школы, учащихся которой планируется познакомить с элементами дистанционного образования и учебного сетевого общения. С точки зрения учащегося такой локальный учебный телекоммуникационный проект имеет все основные атрибуты глобального: приветствие участников, описание целей и задач проекта, прямой вопросно-ответный вид деятельности, комментарии учителя и участников телеконференции предварительных результатов сетевого проекта, ответная реакция на высказывания учащихся, подведение образовательных итогов проекта (Н.А. Женова, Г.А. Андрианова) [1, 2]. Практическая сторона участия школьников в локальном и глобальном образовательном проекте также, при специальной организации локального проекта, может иметь полное сходство: школьники самостоятельно работают с компьютером, пишут и получают электронные письма, обсуждают учебный материал, общаются с помощью электронных средств связи с администратором проекта (учителем). В некоторых отношениях учебный эффект от участия в имитационных локальных проектах, по сравнению с проектами организованными в глобальной сети Интернет, может быть выше – в локальном проекте учащийся имеет возможность самостоятельно осуществлять операции с компьютерными программами  - веб-браузером, почтовым клиентом и т.д., в то время как в при участии в глобальном проекте, как показывает опыт, учитель старается ограничить непосредственного общение учащихся и удаленных организаторов проекта.
Программное обеспечение необходимое для организации внутришкольных учебных телекоммуникационных проектов делится на два типа: программы-серверы обеспечивающие функционирование сервисов сетевого общения, и программы-клиенты с помощью которых школьники подготавливали и отправляли-получали электронные сообщения. В гимназии 42 в качестве сервера использовалась программа Eserv, способная выполнять функции десяти основных Интернет-сервисов, в том числе всех необходимых для организации телекоммуникационного проекта - вебсервера, почтового сервера, сервера новостей.
Наиболее критичным для успешной организации сетевого общения является выбор программы-клиента. В процессе опытно-экспериментальной работы были сформулированы требования к этому виду программ, учитывающие особенности восприятия школьников и их учебного применения: многопользовательский режим работы, наглядность интерфейса, бесплатность и распространенность программы и некоторые другие. Выбор осуществлялся из нескольких десятков программ, однако наилучшее соответствие требованиям показала программа Mozilla и две немного уступающие ей – Outlook Express и Netscape Collabra.
В процессе научно-исследовательской работы разработано, и экспериментально проверено, несколько форм организации учебно-воспитательной деятельности в школьной локальной компьютерной сети. Были практически реализованы  следующие проекты: сетевая игра «Быстрый художник», сетевая игра «Стихоплет», получение по электронной почте личного задания и пересылка учителю результатов своей работы, форма организации образовательного процесса «Параллельный учебный процесс», форма организации факультативных занятий «Дистанционный урок», форма учебной работы «Дистанционное консультирование».
Для учащихся участие в телекоммуникационных проектах осуществлялось в два этапа: 1. Подготовительный этап (1-4 урока. В зависимости от класса) - получение начального представления об основных телекоммуникационных сервисах сети Интернет, и программном обеспечении, которое используется для работы с этими сервисами. 2. Основной этап - непосредственное участие в разнообразных формах сетевой деятельности.
Практическая реализация предложенных форм сетевой деятельности, вовлечение в процесс сетевого общения учащихся нескольких классов позволило создать самодостаточное сетевое сообщество, члены которого продолжали общение вне специально организованных сетевых проектов. Для изучения такого сообщества, межличностных коммуникативных связей его участников были использованы адаптированные социометрические методы исследования. Изучение электронной переписки учащихся позволило составить социограммы, социосхемы сетевого сообщества учащихся, рассчитать социометрический индекс личности каждого ученика. Проведение аналогичного исследования в сети Интернет было бы затруднено из-за невозможности доступа ко всей необходимой информации о коммуникативных связях учащихся.
 Экспериментальные данные позволили сформулировать педагогические условия создания саморегулирующегося локального сетевого сообщества:
·         Одновременное вовлечение в сетевые проекты учащихся нескольких классов – экспериментальные данные показывают, что учащиеся разных классов поддерживают переписку, достаточно обширную, чтобы влиять на статус членов локальной сетевой группы. Вовлечение в сетевые проекты учащихся разных классов позволяет наиболее полно воспроизводить глобальные дистанционные образовательные проекты.
·         Поддержка лидеров сетевого общения – карты групповой дифференциации, социограммы показывают, что в классах участвовавших в локальном сетевом общении есть учащиеся, которых можно классифицировать, как лидеров сетевого общения. Результаты изучение межличностных коммуникационных связей позволяют говорить, что сетевые лидеры вовлекают в сетевые дискуссии остальных учащихся класса. Поэтому задача учителя отслеживать появления таких лидеров, оказывать им позитивную поддержку.
·         Адекватный контроль процесса сетевого общения – изучение писем локальной электронной почты и телеконференций, показало, что лидеры могут оказывать на сетевой коллектив как позитивное, так и негативное влияние. Задача педагога отслеживать динамику сетевого общения и корректировать характер межличностного общения учащихся. Большое значение имеет соблюдение соразмерности разрешаемой проблемы и силы воздействия учителя. Чрезмерная опека приводит к снижению самостоятельности учащихся.
·        Соблюдение возрастной дифференциации – для достижения максимального эффекта от организации локальных телеконференций, и участия в них школьников, требуется учитывать выявленные возрастные особенности учащихся. Согласно результатам анкетирования и наблюдения за учащимися в процессе эксперимента наиболее креативными являются учащиеся 7-х классов. Учащиеся этих классов наиболее активно участвовали в учебных игровых телекоммуникационных проектах. Анкетирование показало, что на 7-е классы приходится пик кривой, демонстрирующие зависимость компьютерной обеспеченности и информационной активности. Учащиеся 10-11 классов обнаружили более практическую направленность своей сетевой работы. Для привлечения их внимания к возможностям телеконференций и электронного общения потребовался тщательный подбор тематик конференций, подключение глобальных групп новостей.
Телеконференции, в том числе и учебные, можно разделить на два типа: проектные - организуются на ограниченный промежуток времени. К телеконференциям данного типа можно отнести почти все реализованные в процессе эксперимента формы сетевой учебной деятельности (кроме «Дистанционного консультирования»). Тематические - при организации такой телеконференции задается тема и правила обсуждения, время существования телеконференции не ограничено.
Для реализации образовательного, творческого потенциала школьного сетевого сообщества в школьной сети Интранет были созданы, с помощью сервиса новостей,  тематические телеконференции которые соответствовали учебным интересам школьников гимназии: программирование в Delphi, программирование на ассемблере, на Яве, программирование на Паскале, карманные компьютеры, новости науки, обсуждение кинофильмов. Данные группы новостей имеют подключение к внешнему серверу новостей. И телеконференции с локальными темами общения: беседа на свободную тему, олимпиады по информатике, проблемы программирования, школьные новости, жалобы и предложения связанные с компьютерной техникой кабинета информатики.
Число телеконференций должно примерно соответствовать числу лидеров сетевого общения готовых поддерживать их работу своим активным участием в дискуссиях.

Литература
1. Андрианова Г.А. Специфика организации обучающей дистанционной конференции // http://www.eidos.techno.ru/journal/issue2/andrianova.htm
2. Женова Н.А. О принципах использования телеконференций в учебном процессе // Всероссийская научно-практическая конференция "Российская школа и Интернет 2001". - Методические и содержательные аспекты Интернет-образования. - http://ict.edu.ru/vconf/