Страницы

среда, 17 сентября 2003 г.

От «интернет-зависимости» к «интернет-увлеченности» школьников


Ушаков А.А. От «интернет-зависимости» к «интернет-увлеченности» школьников // Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе университетов: Сб. мат. Всерос.научно.-практ.симп. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2003. – С. 641-642. 
г.Барнаул, гимназия №42

Интернет постепенно расширяет свое влияние на все сферы деятельности человека. Сетевая пресса стала не экзотической новинкой, а полноценным источником информации. Появилось телевизионное интернетвещание, с помощью интернета можно получить работу.
Однако для школы наиболее интересны образовательные услуги предоставляемые Интернетом. В течение нескольких последних лет наблюдается динамическое наполнение сети учебными, справочными материалами. Развивается технология дистанционного образования. По мере оснащения школ необходимым оборудованием все большее число учителей используют интернет на своих уроках. Дома учащиеся работают с Интернетом самостоятельно.
Интернет иногда называют «виртуальной реальностью» имея в виду, что это целый самодостаточный мир, живущий по своим законам, и учитель, допускающий в него своих учеников, должен знать хотя бы основные из них.
Наиболее известной опасностью, которую связывают с сетью, является «интернет-зависимость» («Интернет-аддикция»).
Выделяются следующие критерии Интернет-зависимости:
1)    критерий дезадаптации (негативное влияние использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье, работу или учебу, эмоциональное состояние и т.п.);
2)    критерий невозможности субъективного контроля за использованием Интернета.
Для выявления интернет-зависимости существует множество методик, например краткий тест доктора Кимберли Янг из восьми вопросов, таких как:
1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?
2. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
3. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
Тестируемый считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
Однако официально утвержденных критериев привязанности к Интернету нет. Существующие методики не имеют достаточно убедительного обоснования. У доктора Кимберли Янг имеется достаточное количество критиков.
Одним из сомнительных моментов является сам термин – «интернет-зависимость». Такая формулировка ставит данную проблему в один ряд с «алкогольной зависимостью», «наркотической зависимостью».
Т.е. предполагает возможность того, что человек, проведя несколько часов в Интернете, непроизвольно приобретает психологическую потребность в возврате в компьютерную сеть.
Наблюдение за школьниками, впервые получившими возможность поработать в Интернете, как будто бы подтверждает эту версию. Ребенок, без строгого контроля, способен сидеть у экрана компьютера, общаясь в чате, часами. Это может быть школьный интернет-класс, интернет-клуб или домашний компьютер.  Ребенок будет искать любую возможность, чтобы выйти в Интернет и пообщаться в чате, полистать интернет-страницы, чтобы заняться деятельностью, которая кажется непродуктивной. Часто в ущерб школьным заданиям, домашними обязанностям. Проявляются все признаки чрезмерной зависимости от интернета, причем симптомы появляются почти у всех детей умеющих свободный доступ к компьютерной сети.
Однако многолетние наблюдения показывает, что такие дети постепенно проходят  пик увлеченности виртуальной жизнью, после чего время работы с сетью стабилизируется на разумном уровне.
Похожая ситуация была с игрой «Тамагочи» - вспышка интереса к игре у детей всего мира, у многих наблюдаются тяжелые формы виртуальной зависимости, появляется множество тревожных статей в прессе, однако через некоторое время дети уже не вспоминают эту забавную игрушку.
Ребенок всегда проявляет живой интерес ко всему новому и яркому, однако, когда новизна исчезает он концентрирует свое внимание на чем-то новом.
Интернет-зависимость граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества. Для большинства детей и взрослых, подозреваемых в «интернет-зависимости» более корректным был бы другой, более безобидный диагноз – «интернет-увлеченность».
Только небольшой процент интернет-пользователей приобретают патологическую зависимость от Интернета, целый ряд исследователей (King, Young, Suler) указывают, что Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по себе не имеет аддиктивной природы, т.е. не обладает эффектом сравнимым с наркотической зависимостью, но может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей.
Анастасия Жичкина в своей диссертационной работе выделяет две причины, лежащие в основе Интернет-зависимости.
Первая основывается на тех качествах, которыми наделяется "Я в Интернете" по сравнению с "реальным Я" (раскованность, бестактность, пассивное восприятие и простота), в целом означающих возможность избавиться от каких-либо ограничений и действовать, не прилагая усилий.
Вторая причина Интернет-зависимости - потребность Интернет-зависимых в эмоциональной поддержке и восприятие Интернета как среды, которая может предоставить эту поддержку, в отличие от реального социального окружения, где получить такую поддержку менее вероятно. Эти результаты согласуются с имеющимися в литературе данными о компенсаторном характере общения аддиктов в Интернете (Young, 1997, 1998).
Появление у школьника признаков Интернет-зависимости является индикатором наличия у него каких-то личностных, психических и д.р. проблем, а уход в виртуальность – своеобразной попыткой их решения.
Выявлены особенности самооценки людей, склонных к "уходу" в виртуальную реальность Интернета. Почти 80% имеют определенные проблемы в этой области: 20% обладают заниженной СО, почти 40% - нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни. Еще 20% оценивают свою "независимость" как чрезмерную (Я идеальное на 30-50% ниже Я реального), что свидетельствует о наличии ощущения недостаточной вовлеченности в контакты с другими людьми.
Обнаружены проблемы в плане принятия своего физического Я: в той или иной мере более 60% дискриминируют собственную телесность. Именно это негативное отношение к физическому компоненту образа Я дает наибольший вклад в проблемную СО.
Эмоциональная сфера этих людей характеризуется неустойчивостью и депрессивными реакциями. Большинство страдает от чувства одиночества, дистанцированности и ощущают невозможность добиться понимания со стороны других людей. [4]
Учитель должен знать, что проблемы интернет-зависимого школьника нужно искать не в сети, а в его реальной жизни. Простой запрет пользоваться Интернетом не является решением проблемы. И помнить о разнице между «интернет-зависимым» и «интернет-увлеченным» ребенком, последнему нужна только небольшая помощь в планировании и разумном ограничении его сетевой деятельности.


Литература
1. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.
2. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.
3. Жичкина А.Е. Диссертация «Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста» // специальности 19.00.05. - Социальная психология. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2001).
4. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 251-253.
5. Чудова Н.В.  Особенности образа Я "жителя" интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 269-270.